Цитаты Просветителей от 2012 года


Здесь выложены мысли Просветителей России, прочтение которых привело к награждению Интернет-наградой в 2012 году:

Аксенов Геннадий
- ВСЕОБЩИЙ ДОГОВОР ГРАЖДАН СТРАНЫ

Прежде чем описывать устройство государства в некой Конституции, если она нужна, надо иметь более важный, первоначальный Договор личностей между собой о мире и согласии. Источником реального права может быть только письменный договор людей, а не Писание, не распоряжение власти и не теория ее.

Государство, как и любое общество, должно быть средством организации свободы его граждан и ничем иным более; все остальные функции ему не нужны, значит, действующие ныне излишни и вредны.

В российском прошлом не было государства, мирно (для подданных) просуществовавшего более 200 лет. Каждый раз наступала революция и великая тряска всего общественного устройства с неизбежными последствиями в виде гибели множества людей.

Арбатов Алексей Георгиевич Уравнение безопасности

Принципиально иной путь России в "лигу" передовых держав - глубокая трансформация собственной экономики и структуры экспорта на основе освоения высоких технологий. Однако это не получится ни за счет "отходов" оборонной промышленности, ни путем создания государственно-монополистических корпораций, как не вышло и в прошлом. Для этого необходима качественно иная стратегия модернизации политической и социально-экономической системы, которая предполагает и большие коррективы и во внешней политике страны.

Как бы то ни было, авторитарные традиции, милитаризм, централизованная командная экономика, мессианская идеология, экспансионизм и постоянная конфронтация с Западом не являются неотъемлемой частью русской ментальности или национального характера. Все это - результат особенностей развития и поэтому может и должно меняться по мере изменения внутренних условий жизни и внешнего окружения России.

Реальный переход с экспортно-сырьевой на высокотехнологичную инновационную модель экономики в рамках расширения демократических институтов и норм - совершенно естественно ориентирует направление внешней политики России как самой крупной страны и потенциально самой сильной экономической державы Европы. Конкретные примеры, а также формы и пути равноправной и взаимовыгодной интеграции России с остальной Европой, как и сотрудничества с другими ведущими государствами США, Китаем, Индией, Японией определит время.
Конечной целью такой стратегии является формирование самого мощного в геополитическом, экономическом, военным, научным и культурном отношении глобального центра силы, в составе России, Евросоюза, передовых стран СНГ. Этот центр навсегда устранит в международных отношениях как угрозу однополярности и произвола, так и опасности нового произвола и хаоса. И только он способен возглавить создание нового миропорядка для решения проблем XXI века.

Бобров Александр Валентинович
 - Русская Идея "Как стать богатой страной"

Человечество как биологический вид продолжает улучшать свои возможности выживания, изменяя свойства, как отдельных людей, так и обособленных групп людей. Внутри биологического вида – человечества появляются подвиды – страны и сообщества людей, отличающиеся от других по своему поведению к воздействиям внешней среды. Рождается конкуренция уже между этими группами, и выживают наиболее приспособленные сообщества и соответственно только эти люди в этой группе.

Причина потери России своих преимуществ, это не осознание ни лидерами, ни коренным населением способа достижения цели (стать богатой страной). На протяжении последних 200 лет лидерство России постоянно падало по причине разрыва лидерами (правящей элитой) взаимовыгодных отношений с коренным населением. Сначала по причине:
  • нежелания (или незнания) применять новые открытые экономические и другие законы управления страной, 
  • потом ставя перед собой невыполнимую цель – достижение Равенства разных людей, 
  • сегодня просто копируя другие страны. 
Все это привело к утрате лидерства и дальше ведет к исчезновению такой страны как Россия. Используя в качестве ресурса ранее достигнутые цели – территория, население, ценности нельзя выжить. Цель в условиях жесткой конкуренции за ресурсы (агрессивной среды) можно достичь, только сумев быть лучшим, с превосходящим над другими умением создавать новые ценности. Это и есть способ стать богатой страной.

Весь мировой опыт показывает, что государство менее эффективно (хуже) создает ценности и управляет собственностью, чем частные лица или организации. Та страна, где государство имеет больший процент собственности; больше государственных или муниципальных предприятий, производящих продукцию или оказывающих услуги; забирает через систему налогового или иного регулирования создающееся в стране ценности будет "жить" гораздо беднее, чем другие страны, в которых этого нет или это действует в меньшей степени.

Человек в своей жизни в зависимости от места проживания, развития своих способностей, влияния окружающих факторов постоянно находится в нескольких социальных группах, переходя из одной в другую. Этот человек только неосознанно знает, насколько его поведение определяется мотивом сохранения той или иной группы.
Каждая социальная группа находится в конфликте с другой и стремится выжить за счет этих других. Но выжить может только та страна, в которой доминирует та социальная группа, которая создает ценности и, прежде всего главную ценность – других людей.
В России, как впрочем, и в других странах "западного" типа воспроизводства населения произошел перекос в сторону тех групп, которые не обеспечивают рост населения. Основной причиной этого перекоса явилось не контролируемое перенесение использования созданных сегодня ценностей в будущее.
Этот перенос осуществляется двумя способами:

  • Накопление материальных ценностей или его эквивалента – денег;
  • Выплата пенсий.
Именно в то время, когда наша страна в период социализма стала использовать эти два способа увеличения продолжительности жизни отдельного человека для большинства своих жителей, и произошло сначала замедление роста рождаемости, а затем и сокращение численности населения. Подобный процесс происходил и в развитых странах. Причины сокращения численности России и развитых стран одинаковы, только в нашей стране декларировалось увеличение накопления общих материальных ценностей и дальнейшее его "справедливое" распределение.

Сегодня в России образование находится на весьма низком уровне. Причина? – нет четких понятных большинству российского народа целей. А эти цели простые: дать человеку навыки выживания и научить его способам повышения своего богатства, но не в ущерб обществу.

Конкурентное преимущество вещь переходящая сегодня оно есть, но завтра эта технология становится известна всем, и ее преимущества теряется. Правда ее применение ограничивается естественными факторами, такими как финансы, месторасположение и т.д. Но нет ничего из того, что было сделано и чего нельзя было повторить. Тем более можно избежать ошибок, который естественно делает первопроходец. И поэтому я не верю, утверждениям типа того, что Россия никогда не догонит западные страны, включая Японию или Россию поглотит Китай. Вполне возможно через 20 лет стать самой великой страной.

У России две основные проблемы: это сокращение коренного населения и неэффективный механизм воспроизводства ценностей. Для России уже невозможно пойти по пути развитых стран, где эффективность воспроизводства ценностей достигается за счет высокой интенсивности труда с неизбежной потом сокращением рождаемости. Также Россия сейчас не может идти по пути развивающихся стран, где высокая рождаемость и низкая стоимость рабочей силы. Путь России посредине, как и всегда между Западом и Востоком. Надо только овладевать теми способами достижения богатства, которые можно применять в России, а не копировать чужие ошибки.

Человек может все то, что способен себе представить. Он может сделать это сам или за него сделают другие, сейчас или даже не при его жизни. Все зависит от того, что хочет (желает) человек ставя перед собой цель. Многие мировые теории и идеи, захватывающие жизнь миллионов людей, рождались из целенаправленной реализации желания единиц просто высказать свои мысли.

Горький Владимир - РОССИЙСКИЙ ФЕОДАЛИЗМ

Всем нам еще предстоит пройти много невзгод и потрясений, борьба за независимость не бывает легкой, и лишь безвыходность ситуации и Вера в светлое будущее заставляет народ не только надеяться, думать и мечтать, но и прозревать, занимая активную идеологическую позицию по отношению к власти, обществу и государству.

Захаров Алексей
 - Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации

Но, подчеркиваю, это не означает, что они не хотят работать. Они не хотят работать за зарплату, которая не позволяет родить и вырастить детей, нормально питаться и лечиться. Более того, по данным наших исследований, уже сегодня реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии ощущают 18% наших сограждан. Но это в целом, а среди низкоквалифицированной российской молодежи и низкоквалифицированных людей старшего возраста о конкуренции заявляют уже почти 25%! Это страшные цифры, господин Президент!

Какие мы имеем плюсы от привлечения десятков миллионов низкоквалифицированных мигрантов? Я не вижу ни одного. Мы размываем российскую культуру (подчеркиваю, не русскую, а российскую). Неконтролируемая миграция создает проблемы не только в Москве и других «русских» мегаполисах – в наших «мусульманских» регионах приток дешевой рабочей силы из-за рубежа создает те же трудности.

Мог ли кто-то десять лет назад представить, что в московских школах будут классы, где дети плохо говорят по-русски или совсем не владеют государственным языком? Сегодня это реальность. Если поток не остановить, то через непродолжительное время появятся школы и районы, где будет сложно услышать русскую речь. Еще пять лет назад в русском языке не существовало слова «Москвабад». А сегодня это уже и за шутку не воспринимается.

О какой современной экономике и ее развитии может идти речь при использовании рабского труда? О каких прорывах мы говорим, если среднестатистический человек, проживающий на территории России, через двадцать лет будет с трудом читать и говорить по-русски?

Коган-Ясный В. - Зачем России нужна демократия?

Так уж повелось, что демократические изменения в нашей стране происходят по большей мере в русле пожеланий западных партнеров нашего руководства. В этом существенная беда подобных преобразований, причина их непоследовательности и поверхностности. Редко, когда наше руководство воспринимало построение открытой демократической системы государственных ценностей как свою важнейшую собственную задачу, которую необходимо решать в жизненных интересах нашей страны. Граждане заинтересованы в демократии, но установить демократическую традицию и создать демократическую идеологию «снизу» невозможно, это может сделать только властная элита. Сейчас, когда уже больше десяти лет не существует классической тоталитарной системы, шанс предоставляется на новом уровне, и только от властей зависит, будет ли он использован или упущен.

Возвращаясь к России и к нашим условиям общественного сосуществования, нам не дано инструмента своей волей или своей энергией менять ход истории. Но, как говорит один мой друг, в такой ситуации свободные люди должны не переставать, кто как умеет, расставлять на своем пути флажки, отмечая ту часть дороги, которая остается свободной. В этом шанс, не только не проиграть полностью, но и добиваться победы.

Много говорят о том, что отвечать за все в государстве должны профессионалы управленцы, модным стало выражение «у нас нет такой профессии – хороший человек». Такая жизненная позиция фальшива. Профессионалы управленцы могут с чем нибудь справиться, если у них не выхолощено чувство реальности. Поэтому важнейшим элементом управления в любой области является общественный гражданский контроль. Именно гласность не дает должностным структурам лишиться необходимого кругозора и одновременно служит важнейшим оружием против коррупции и произвола. Гражданский контроль – это общественность, это очень разные люди «с бору по сосенке», им далеко не все можно доверять. Но если при каждой районной управе будет общественный контроль, то вряд ли можно будет заставлять, скажем, школы по. купать компьютеры по резко завышенным ценам или принуждать больницы приобретать некондиционные лекарства, произвольно делить фирмы на «уполномоченные» и все остальные.

И по внутренним, и по внешним причинам Россия остро нуждается в постепенной корректировке тупикового курса. Начать делать это никогда не поздно – пока страна существует. Это будет очень трудный и небыстрый процесс. По внутренним причинам системы у того, кто осмелится начать преобразование, будет меньше права на ошибку, чем было в свое время у Горбачева. Нет прочного государственного механизма, который можно было бы использовать на благо реформ. Между людьми утрачена активная коммуникация и общий язык, и поэтому нет ни одного многочисленного сословия, готового активно действовать на благо реформы «в европейском духе».
Коммуникацию, язык культурного и политического общения, надо фактически создавать заново. И эта задача главная, впереди всех нормотворческих и задач практического управления. Страна – это не экономика, и даже не законы, и тем более не формальные границы. Страна – это люди и атмосфера их сосуществования. Тот руководитель, который будет отдавать себе в этом отчет и не отступится от такого понимания, окажется историческим победителем, несмотря на возможные локальные неудачи и поражения.

Россия – страна разноскоростная, где нет ни единого пространства, ни целостного времени. Приехав в какой нибудь даже не очень удаленный от крупного центра населенный пункт, вы оказываетесь не только в сегодняшнем дне, но и в том времени, в том десятилетии, которое знаменует наиболее активный период существования этого городка, поселка или села в последние, наверное, полвека.

Экономика и финансы России таким своеобразным способом интегрированы в мировые процессы, что все негативное, что может случится в мире, обязательно в полной мере отразится на России и ее гражданах, однако смена негативных мировых процессов на позитивные вовсе не обязательно будет означать позитивные изменения в России.

РФ вряд ли распадется по «схеме» Российской империи и СССР, на отчетливые политические фрагменты. От этого ее защищает вопиющая провинциальность. Распад империи и СССР – результат их несоответствия той сверхзадаче, которую их «политические элиты» ставили перед ними. РФ – структура, не имеющая сверхзадачи, охранительная, и грозит ей другое и гораздо исторически худшее: превращение в «несостоявшееся государство». Провинциальность – это такой феномен, который в принципе не преодолим усилиями «снизу». Это такая устойчивая массовая субкультура, когда весь мир ограничен только собственным стереотипом существования. Для преодоления провинциальности, выживания за счет самоизоляции, непременно нужны лидерские усилия кого то из тех, кто уже оказался «наверху». Это трагический замкнутый круг, но история знает много примеров прорывов из таких ситуаций.

Краснов М.А. - Институциональная система реализации полицейской функции в России

Нормальная ситуация заканчивается, когда коррупция становится нормой. Тогда неизбежно расширяется разнообразие угроз для граждан и общества, проистекающих от коррумпированного государства. Особенно страшно, когда коррупцией пронизаны органы власти, призванные противостоять преступности и коррупции в частности. Тогда угроза состоит в опасности разрушения публично-властных институтов, в массовом нарушении прав и свобод граждан, в замедлении экономического развития, дискредитации государственного аппарата в глазах общества и в падении общественного доверия к государству. Эта опасность должна учитываться при реализации реформы полицейской функции.


Однако мы ведем речь о России – государстве, где долгие десятилетия гражданская защита подавлялась потребностями государственной защиты. Это было закономерно, поскольку единственная государственная идеология исходила из главенства коллективного над индивидуальным, народа над гражданином и, соответственно, отдавала приоритет охране и защите так называемых «государственных интересов», за которыми скрывались интересы стабильного и безопасного существования самой власти.

Кучеренко Владимир Александрович (Максим Калашников) 
КРИЗИС США – КРИЗИС РФ

Все это позволяет заключить: Эрэф в ходе мирового хаоса легко может сама развалиться и стать добычей формирующихся по соседству с нею империй. Ибо в грядущей мировой Смуте национальные государства обречены: новые империи их слопают с потрохами, превратив национальных карликов либо в свои провинции, либо – в колонии. Такой же добычей рискуют стать Украина, Белоруссия и Казахстан. Средняя Азия, судя по всему, также будет разделена между Китаем, Ираном и некими новыми исламскими формированиями. При этом – вне всякого сомнении – в ходе углубления планетарной смуты на пустеющие и вымирающие земли РФ и Украины начнется массовое переселение мусульманского населения из бедствующего Туркестана. 

Макаревич Андрей
 - ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ПРИ ПУТИНЕ - ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Давайте представим себе невозможное: включаем мы завтра телевизор, а оттуда Владимир Владимирович Путин, прямо как Ельцин, который его когда-то привёл, говорит: россияне, устал, ухожу. Работал, сил не щадя, сделал всё что смог, ухожу. Всем спасибо, все свободны.

И что?

Думаете, с этого дня жизнь у нас пойдёт по другому? И милиция простите, полиция — какая разница?) перестанет нас грабить и прессовать а начнёт, наоборот, защищать? А чиновники бросят пилить бюджет и делить откаты и займутся своими прямыми обязанностями, которые у них, видимо, есть? А врачи перестанут тянуть деньги из несчастных больных и займутся их лечением? И «Скорая помощь» не будет возить пассажиров за пять тысяч по встречной с сиреной, а поспешит на помощь тем, кому она необходима? А священники прекратят благословлять на подвиг православных штурмовиков и начнут лечить наши души? И депутаты перестанут смешить нас и позорить страну и займутся тем, для чего их выбирали? И суды начнут судить по закону, а не по велению сердца и звонку неизвестно откуда?


Невозможно ненавидеть друг друга и одновременно любить родину. Потому что родина — это не власть, не государство, не берёзки в поле. Родина — это мы с вами. Я, ты, он, она. И пока мы не перестанем унижать и грабить друг друга, тащить сами у себя, пока не научимся любить и уважать себя и окружающих — никто и ничто нам не поможет. Ни господь бог, ни патриарх, ни координационный совет.

Матрусов Николай Данилович - НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ

Наконец, должно совсем по-разному воспринимать богатство человека и богатство государства, стремление к собственному обогащению и обогащению государства. Насколько пагубно и душевредно первое, настолько благородно и спасительно второе. И если в славные прошлые времена для сильного мужа главным, святым долгом была забота о благе Отечества, государства, то теперь «сильные мира сего» рвут Отечество на части, обогащаясь за счет его разграбления.

Переверзева Наталия
 - Краса России: Мою страну растерзали жадные люди без веры

Моя Россия - это красивая величественная девушка, полнокровная, розовощекая, в расшитом сарафане, с длинной и толстой косой, заплетенной разноцветными лентами – прекрасная девушка-сказка. Моя Россия - это корова с огромными глазами, смешными рожками, что-то вечно жующая и дающая невероятно сладкое молоко.

Но моя Россия - это одновременно бедная исстрадавшаяся страна, безжалостно растерзанная жадными, нечестными людьми без веры. Моя Россия - это большая артерия, через которую несколько избранных высасывают все ее богатства. Моя Россия нищая, она не может помочь пожилым людям и детям-сиротам. Артерия эта кровоточит, из нее, как с тонущего корабля, бегут инженеры, врачи, учителя, потому что у них не на что жить. Моя Россия - это бесконечная кавказская война, это озлобленные братские народы, которые еще недавно говорили на одном языке… Моя Россия - это победитель фашизма, который купил победу ценой жизней миллионов людей.

Явлинский 
Григорий - Перспективы России

Поэтому столь любимый многими тезис о том, что народ России якобы живет на несметных богатствах, которые у него отняли какие-то злоумышленники, и поэтому он живет так бедно - не соответствует действительности. Вопрос о контроле за природными ресурсами, о монополизме при их эксплуатации, о характере и использовании природной ренты - это вопросы политические, если угодно, социальной справедливости, но не вопросы бедности или процветания страны. Если речь идет о том, что отдельные лица не должны незаконно присваивать себе доход, проистекающий исключительно из права распоряжения национальными природными ресурсами, то это, безусловно, правильная постановка вопроса. Если же говорится о том, что «мы вернем народу его природные ресурсы, и он заживет счастливо и богато», то это - циничный обман или, в лучшем случае, глубокое заблуждение.

В России во многом неожиданно для западных экспертов в очень короткие сроки поднялись и встали на ноги крупные компании, способные не только обеспечивать себе прочные позиции на внутреннем рынке, но и осуществлять в значительных масштабах собственную зарубежную экспансию. Примерами последней, в частности, переполнена экономическая хроника последних трех-четырех лет. О чем это говорит? В первую очередь о том, что при всей справедливости претензий к российскому крупному предпринимательству, при всех его очевидных слабостях его потенциал превосходит ту роль в глобальной экономике, которую отводит России ее нынешнее положение мировой периферии, что объективно увеличивает шансы страны на осуществление определенного качественного скачка.

Россия - практически единственная из империй новой истории, которая в силу различных причин пока избежала процесса атомизации и распада на небольшие внутренне однородные образования, сохранила в рамках единого государства огромную территорию, населенную различными этническими и социокультурными группами. Соответственно, условием сохранения и упрочения единства страны в ее нынешнем виде является наличие современной высокоразвитой экономики, способной обеспечивать, с одной стороны, активные экономически выгодные связи между различными частями страны, а с другой - аккумуляцию ресурсов, достаточных для содержания и развития огромной транспортной, коммуникационной, административной и военной инфраструктуры, без которой сохранение реального контроля над огромной и многообразной страной объективно невозможно.

Проще говоря, все сказанное выше сводится к выводу: существование России в ее нынешних формах и границах возможно только при условии ее коренной экономической модернизации и перемещения вверх по шкале относительной развитости в рамках мирового хозяйства. Сохранение и, тем более, закрепление за ней ее нынешней роли отсталой периферии не сможет обеспечить минимально необходимые для внутренней социально-политической стабильности условия и с неизбежностью повлечет за собой распад страны и ее государственности уже в обозримом будущем. В этом смысле модернизация России и вхождение ее в группу развитых экономик в среднесрочной перспективе является не одной из возможных альтернатив (что можно сказать практически о любой стране со средним уровнем доходов), а условием выживания ее как независимого единого государства. Кроме того, наличие у России ядерного оружия гарантирует нам, что, в случае развития событий по вышеописанному негативному сценарию, произойдет активное вмешательство в эти процессы разнообразных внешних сил, результатом которого станет потеря страной реального суверенитета. Нельзя забывать, что осторожность, проявляемая более сильными государствами в отношении нынешней России, имеет объективные пределы: в случае если угроза потери контроля над глобально разрушительным оружием, имеющимся сегодня в России, в результате кризиса или просто общей слабости российской государственности, станет расцениваться как очень высокая, ее просто перестанут считать внутренним делом России со всеми вытекающими отсюда последствиями.

пятнадцать лет, прошедшие после крушения системы планового хозяйства, показали, в числе прочего, одну очень важную вещь. А именно: человеческие, а точнее, управленческие ресурсы нынешней России таковы, что позволяют ей в исторически очень короткие сроки создавать на базе имеющихся в России ресурсных и обрабатывающих предприятий достаточно крупные и современные по уровню и методам управления рыночные компании-корпорации. При всех системных дефектах постсоветской российской экономической и политической системы, несмотря на во многом отрицательную роль, которую играло в соответствующих процессах государство, несмотря на ряд других неблагоприятных условий, в России, тем не менее, в массовом порядке возникли и продемонстрировали существенные успехи крупные корпорации, доказавшие свою способность не только выживать в неблагоприятной деловой среде, но и самостоятельно осваивать крупные, в том числе принципиально новые рынки, а также активно разворачивать зарубежную экономическую деятельность. Другими словами, при всей справедливости высказываемых претензий и опасений, в России, несмотря ни на что, реально возник и во многом сформировался свой собственный крупный капитал, причем не в смысле наличия огромных состояний (в научном смысле это еще не капитал), а в смысле наличия организаций, способных на рыночной основе мобилизовывать и производительно использовать крупные объемы хозяйственных ресурсов.

В результате абсолютно реальными являются опасения, что продолжение нынешнего курса может в конечном итоге привести к полной утрате конкурентоспособности, отставанию страны, уходу навсегда в число слаборазвитых государств. Учитывая особенности России, ее размеры, характер границ, наличие природных ресурсов, геополитические последствия такого развития окажутся сокрушительными.

Если не будет введен новый общественный договор, который будет определять основные правила не только в неформальном секторе экономики, но и в открыто выраженной социальной игре между государством и его гражданами, сила новых стимулов так и останется невостребованной, продолжится движение в опасную сторону, учитывая структуру российской промышленности и накопленные большие арсеналы оружия массового уничтожения.

Для того чтобы новый общественный договор приобрел серьезную привлекательность для людей, они должны быть в достаточной степени убеждены в том, что в будущем Россия станет сильной и процветающей страной, а не страной, скатывающейся в слаборазвитый мир.

Осуществление проекта нового общественного договора неизбежно встретит сопротивление крупных компаний и монополий. В частности, группы влияния на национальном и местном уровнях, а также связанные с ними политические лидеры, извлекающие немалые выгоды из существующего эксклюзивного «корпоративного» общественного договора, будут сопротивляться не только демократической смене власти, но и любым попыткам кодифицировать новую конкурентную форму общественного договора.

Работа на благо своих граждан и конструктивная роль в мировой экономике и политике будут правильным выбором для России. Ее новая экономическая и политическая система конечно будет содержать много сугубо специфических черт, но она должна вписываться в европейский тип рыночной экономики и демократии. Дело не в том, что мы считаем европейскую систему идеальной. Проблемы Европы многочисленны и хорошо известны. Тем не менее, учитывая современное состояние российского общества, будет замечательно, если проблемы России хотя бы приблизятся по своему характеру к проблемам большинства европейских стран.

Итак, в реально сложившихся условиях первым шагом на пути к новому общественному договору, модернизации и эффективным реформам как ее инструменту должно быть принятие в качестве базовых ценностей человека и гражданина и его свобод; его права на собственность и одновременно на социальную справедливость; приоритета института права по отношению к соображениям политической целесообразности и субъективным представлениям о ней конкретных лиц, наделенных властью и собственностью. Естественно, речь идет не о слепом следовании этим принципам во всех возможных ситуациях, но о принятии их в качестве главных, базовых ориентиров. Другими словами, понятия правового государства, гражданских прав и свобод, социальной справедливости должны стать своего рода компасом «дорожной карты» российских реформ.