Цитаты Просветителей от 2016 года


Здесь выложены мысли Просветителей России, прочтение которых привело к награждению Интернет-наградой в 2016 году:

Петрановская Людмила Владимировна
Почему мы такие злые

Человек сам по себе, от природы, животное слабое. Ни зубов, ни когтей. Поэтому вшитых, инстинктивных программ замены драки на ритуалы у него очень мало, чай не тигр. Поэтому людям пришлось самим изобретать себе способы замены прямой агрессии: от ритуалов вежливости до чемпионатов по футболу, от тонкой иронии до процедуры судебного разбирательства, от государственных границ и дипломатии до демонстраций и профсоюзов. Мы агрессивны, и научились с этим жить, и учимся дальше, потому что когда мы теряем контроль над своей агрессией, это бывает страшно, примеров в истории немало.

Но если мы хотим когда-нибудь перестать слышать вопрос «А почему в России все такие злые?» и перестать «наслаждаться» разлитой повсюду бессильной злобой, нам нужно вернуть себе свою агрессию, свою здоровую злость, свою способность за себя постоять. Вспомнить или создать заново технологии отстаивания своих границ, научиться не бояться говорить: «я не согласен, мне это не подходит», не бояться «высовываться», научиться объединяться с другими, чтобы отстоять свои права. Не случайно, например, многие отмечают, что толпа людей на протестных митингах, как ни странно, оказывается гораздо более дружелюбной, вежливой и веселой, чем толпа в метро в час-пик. Когда люди осваивают цивилизованный способ выразить свою агрессию прямо по адресу, им не за что злиться на окружающих.

В конечном итоге – задача состоит в том, чтобы заново простроить границы на всех уровнях снизу вверх, переделать вертикальное общество в общество какой-нибудь более интересной и сложной конфигурации. И тогда наверняка окажется, что вовсе мы не злые, а совсем наоборот.

Винтов Олег Тимофеевич - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ – ВОТ ОНА

Национальную идею нельзя придумать, воспитать, внедрить, привить. Она уже есть, уже сидит в нас, ее можно только выявить и принять. И пока мы не осознаем ее ясно, эта руководящая и направляющая, все оформляющая и определяющая сила, будет все равно диктовать взгляды и поступки каждого, только делать это неведомым для нас образом, прикидываясь чужими, а то и чуждыми нам идеями, вроде исконной русской общинности или разновидности азиатской деспотии. Но как только мы осмыслим и примем ее, будем сознательно ей следовать, сразу же перестанем путать причины со следствиями, обретем так необходимые «духовные скрепы» и разберемся, наконец, в нашей умом непостигаемой жизни.

Потому что эти права и свободы хороши только при условии существования прежде них, «под ними» приоритета сотрудничества и созидания или другого общественного ограничителя. Иначе все превращается в произвол и вседозволенность, которую мы уже имели в 90-нулевых-х. Так что без национальной идеи не видать нам ни правового государства ни свободы ни совести.

Должен быть рейтинг не состояний, а благодеяний. Благотворительность всегда была на Руси в почете.

Винтов Олег Тимофеевич НАКОНЕЦ РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ

Для того, чтобы понимать Россию умом, а не чувством, перестать представлять ее историю в виде череды смутных времен и тиранов, попытаться обозначить траекторию ее будущего необходим специфический метод исследования. Заключается он в том, что, в отличие от привычного рассмотрения единой истории страны или государства, для России необходимо отделить линию эволюции ценностей, принципов жития, чаяний народа от интересов, нравственных норм, целей правителей. Из борьбы и влияния их друг на друга соткана вся наша история, но чтобы объяснить ее парадоксы, надо сначала эти линии представить как принципиально разные и выявить их собственные основания.

Кроме чувства справедливости славяне подарили пришлым еще и чувство правды. Правда – это знание, но не любое, а только то, что от Бога. Его ведали старейшины родов, отцы племен, потому=понему и правили. Рюриковичи это впитали и использовали, отсюда рассказки о прозрении Владимира после крещения. Простому славянину в голову не могло придти, что можно править, не зная правды. Именно поэтому и Пугачев и Разин и др. были вынуждены называться царями, иначе бы их и слушать никто не стал. Это не от наивности, а от глубоко сокровенного знания должного.

Нельзя не согласиться с В.Соловьевым, который говорит : «…окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трѐх главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно, свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы – вот в чѐм русская идея», но на какой основе, принципе, точке они соединятся? Пока ответа нет. Как говорил М.Жванецкий : «Ждем вспышек памяти или сведений со стороны».

Винтов Олег Тимофеевич Начало экономики: вся страна - шапито

Понять пути развития цивилизации легче всего рассмотрев простейшую модель. Представим себе племя, живущее на территории, ограниченной горами, морем, рекой, другими племенами, лесом и т.д. Численность соплеменников возрастает, а ресурсы местности ограничены. Что делать? Есть два выхода : осваивать новые земли или интенсифицировать землепользование. Правда еще проще завоевать соседей и кормиться за их счет, но это сопряжено с легитимацией убийства себе подобных, а значит, с разрушением морали, веры, в общем, человечности. Но представим себе, что есть люди, которые не хотят убивать себе подобных, как ни странно это звучит в наше время 


Но мы считаем, что в самом общем обобщении - хаос начинается с того, что сначала разрушаются идеи - объединяющие все человечество, затем - объединяющие народы и страны, финалом - является появление теорий и практик, атомизирующих (обособляющих) существование людей (люди духовно “мельчают”), что и навязывается им, в качестве “эталона свободы”.

Наша идеология жизни строится на примате самой жизни как базовой и главной ценности бытия человека и человечества.

Это значит, что она подразумевает демократию равенства, основанную на примате ценностей коллективного существования и взаимосодействия всех субъектов социума в интересах жизнесохранения человечества, а не демократию свободы, которая основывается на примате ценностей индивидуального выживания, и которая уже привела наш мир к глобальному кризису.

Видимо, рано или поздно, Новая Идеология Человечества, приобретет вид религиозной, и, одновременно, светской доктрины, совмещающей (догматы Веры) (избранные) постулаты религии (Добра, Греха, Долга, Воздаяния, Прощения и Спасения), а также демократических (свобод) процедур, принципов бытия и здравого смысла, направленной на реализацию главного предназначения Человечества - обеспечение его бессмертия через достойную жизнь всех (а не только избранных) людей.

Это значит, что человек будет должен быть обязан удерживать себя в рамках своего главного общечеловеческого права - добросовестно выполнять свои общечеловеческие обязанности, достойно нести свое бремя Человека, притом, что все личное, так или иначе, будет подчиняться этому.

При единой основе, эта новая идеология может содержать черты (признаки) разных религий и идеологий, и существовать имея несколько местных разновидностей.

Тем не менее, она будет оставаться цельной, так как рано или поздно, прояснится ее очевидная безальтернативность, несмотря на то, что станет явной ее неизбежная, и естественная авторитарность или даже глобальная тоталитарность.

Мы считаем, что реализовать эту идею можно только напряжением нравственной силы всего Человечества.

Россия должна выступить с этой инициативой и начать реализовывать ее на своей национальной территории, создавая этим новую мировую реальность своим внутренним подвигом собственного совершенствования.

Микушина Татьяна Николаевна - Для России с Любовью

Все слои населения испытывают крайне подавленное состояние сознания. Потому что нет национальной идеи, которая бы объединила и сплотила людей. И общее состояние людей сейчас намного хуже, чем во времена социализма. По крайней мере, в то время культивировалась устремленность и преданность идеалам.

Народ, лишенный национальной идеи, народ, не помнящий своего героического прошлого, не имеет будущего.

Об этом нужно задуматься, и это положение должно быть исправлено. Есть люди, преданные России, на всех уровнях государственной власти, во всех слоях общества. Поэтому задачей номер один является утверждение всего самого светлого, что еще есть в обществе. Людям необходимы идеалы, к которым они должны устремляться. Люди устали от безверия и лицемерия.