НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - Делягин Михаил


Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д.э.н.

НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Еще несколько лет назад среди разношерстных интеллектуальцев было модно тешить себя бесконечными спорами о том, кто же такие русские, то есть они сами.

Увы! – натужная «мыследеятельность» по поводу критерия русскости и русской культуры в целом не оставила после себя почти ничего, кроме бессвязных лозунгов «Россия – это мы!» и «русский тот, кто сам себя так называет». В отношении последнего стоит напомнить, что уже перепись 2002 года выявила в России 288 тыс. чел., не владеющих русским языком и при этом считающих себя русскими.

Едва ли не главным результатом тех дискуссий стал анекдот про патриота и лампочку: «Если патриот может ввинтить лампочку в патрон так, чтоб та светила, и ему при этом не помешает «мировая закулиса», - это не истинный патриот».

 А ведь пытаться действовать, не зная себя, так же нелепо, опасно и в конечном счете невозможно, как и пытаться действовать, не зная объекта своих действий. 

Именно культура, определяющая принадлежность индивида к тому или иному обществу и цивилизации, является главным стратегическим фактором конкурентоспособности последних. Не зная своей культуры, не видя ее отличий от остальных, мы в принципе не можем понимать свои недостатки и преимущества в глобальной конкуренции. 

Уже относительно скоро крушение сгнившей клептократии в ходе системногкризиса на короткое время приоткроет России «окно возможностей», даст шанс возрождения страны и очередного становления заново российской цивилизации. 

Если мы не сможем учесть свою собственную специфику: мобилизовать свой потенциал и сдержать, насколько возможно, свои пороки, - мы можем не просто упустить это «золотое время». Действуя «вслепую», по принципу «свои своих не познаша», мы можем вновь, как на рубеже 80-90-х годов, уничтожить свою страну и себя вместе с ней. 

Тем более, что «запас прочности» и у производственного, и у человеческого капитала нашего общества уже не тот, не советский, - и потому завтрашние ошибки обойдутся намного дороже вчерашних. 

Чтобы не искушать судьбу понапрасну и не рисковать тем, чем рисковать нельзя, что бы ставить только достижимые цели и не упускать ничего из того, что в принципе возможно, надо «познать самое себя»: определить хотя бы основные черты русской культуры, программирующие наше поведение. 

Ведь общество меняет все – технологии, политический строй, способ общения – кроме своей собственной культуры. Культура – это генотип общества: ее базовые, фундаментальные черты не меняются на всем протяжении его жизни. 

 Это особенно наглядно видно на примере нашей страны. 

Все время ее существования, включая последние жестко конфликтующие и даже прямо отрицающие друг друга исторические периоды: Московское царство, Петербургское самодержавие, Советский Союз, охваченная распадом и смутой нынешняя Россия, - скреплено единой русской культурой. Конфликт между этими периодами настолько глубок, что можно говорить о существовании трех наследующих друг другу народов: исторического русского, прошлого советского и лишь формирующегося сейчас (с оптимистической точки зрения) российского. 

Эти народы объединены в единую, пусть даже и проходящую мучительные катаклизмы, цивилизацию только одним: русской культурой.

Оглавление