Были ли у комидеологии позитивные стороны?


Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ"

Были ли у «комидеологии» позитивные стороны? Да, конечно! Рассматривая различные свойства и характеристики «комидеологии», их нельзя не отметить. Например, всеохватность идеологии имела некоторую оборотную сторону. Она состояла в том, что всегда, везде и по всем вопросам должна была присутствовать «наша», иначе, единственно правильная позиция. Одним из позитивных следствий такого всеприсутствия стала бесперебойная работа издательства «Советская энциклопедия». Чего-чего, а словарей и энциклопедий издавалось в СССР видимо-невидимо – по всем областям и сферам жизни.

Неверно было бы считать, что «комидеология» поддерживалась в советском государстве только силой, и у неѐ не было никаких сторонников. В стране действительно существовали Павки Корчагины, правда, с десятилетиями их становилось все меньше и меньше. Люди, верившие в коммунистическое будущее, стремившиеся к нему и старавшиеся его приблизить, были и в других социалистических странах. Они остались и сегодня, и когда мы видим стариков с красными флагами, над которыми так любит смеяться наша пресса, им хочется посочувствовать. Это люди, которые, несмотря на все беды и выпавшие на их головы испытания, верят не в деньги и другие сомнительные ценности. Это, может быть, несколько наивные, но несгибаемые люди, верящие в справедливость и коммунистическую идею.

Между тем, общество, которое лишено каких-либо сплачивающих начал, оказывается в наиболее сложном положении. В СССР эти начала были и, перефразируя известное выражение, можно сказать: худые ценности лучше плохого отсутствия всяких ценностей. Несомненная сила «комидеологии» вытекала уже из самой природы сплачивающих и интегрирующих идей. Она позволяла объединять огромное сообщество людей. Особенно остро это проявилось в экстремальной ситуации. Про всякую армию справедливо говорят, что она сильна не только и не столько своей огневой мощью, сколько силой убеждений, своим моральным духом. Вспомним лозунги Великой Отечественной. Ради высших идей люди готовы были идти на смерть. Поскольку девиз «За веру, царя и Отечество» трансформировался в «За Родину, за Сталина», с этими словами воины и шли в последний бой. Трагический парадокс ситуации состоял в том, что одни и те же слова давали номенклатуре право на карьерный рост, привилегии и личный уют и поднимали рядовых партийцев и беспартийных в атаку, заставляли забыть о всяком личном благополучии и комфорте ради страны и всемирной справедливости. Тысячи и тысячи людей в СССР не понаслышке знали о героическом труде, они действительно своими руками, ценой собственного здоровья совершали беспримерные трудовые подвиги.

У «комидеологии» было, как минимум, ещѐ одно чрезвычайно положительное качество. «Партидеологи» были обязаны пропагандировать всеми возможными способами только положительные примеры и образцы. Героями советских фильмов, романов, телепрограмм были люди труда, люди чести. Газетные репортажи рассказывали нам о передовых шахтѐрах и комбайнѐрах, о лучших учителях, врачах, строителях, лѐтчиках, машинистах… Героями советских СМИ никогда не могли быть бандиты, проститутки, толстосумы, наркоманы, «менты» и т.п. Эти принципы оставались действенными до самого момента распада «комидеологии», они касались всех советских людей, и не распространялись только на тайные, негласные правил внутренней жизни самой номенклатуры.

Конечно, красивый миф о «народе – хозяине и депутате – слуге народа» совершенно не соответствовал действительности. Всѐ возрастающая часть общества это сознавала, одновременно усиливалось отчуждению общества от власти и отвращение к официальной лжи.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница