Ещѐ раз о веке двадцатом

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ"

Ещѐ раз о веке двадцатом. Судьба России в ХХ веке оказалась весьма драматичной. Я уже говорил об огромной цене Петровских преобразований, но их плодами мы пользуемся по сей день. Жертвы, принесѐнные российским народом в прошедшем столетии тоже не были напрасными, в истории, как и в природе, ничто не возникает ниоткуда и не уходит в никуда. Но в ушедшем веке результаты наших действий часто оказывались недоступными нам самим. В Первой мировой войне Россия участвовала в союзе с Англией и Францией, 3 миллиона российских солдат полегло на полях сражений. В результате Антанта победила, но сама Россия не устояла в этой борьбе и превратилась в Советский Союз.

С победой Октября, революционный процесс начал разгораться по всей Европе, Советская Россия старалась всеми способами его приумножить. III интернационал мечтал распространить свой контроль на центр и запад континента. Но в стране началась Гражданская война, унесшая 15 миллионов жизней. В результате вопрос об экспорте революции был Москвой снят на два десятилетия. Белое движение, сгорев в пожаре войны, спасло Запад от красного тоталитаризма.

С началом Второй мировой войны почти вся Европа оказалась под пятой фашизма. Вступив в войну с Германией, СССР одержал историческую победу. Наш народ принѐс на еѐ алтарь 27 миллионов жизней. В итоге запад континента избавился от коричневой чумы, но в самом Советском Союзе и в Центральной Европе тоталитаризм оказался законсервированным ещѐ на полвека.

Сознавая силу «руки Москвы», опасность советской пропаганды, руководители Запада внимательно следили за тем, чтобы уровень жизни трудящихся их стран постоянно повышался, чтобы демократия функционировала эффективно. В самом же СССР затѐртая пластинка об успехах мирового коммунизма звучала всѐ громче, но положение граждан становилось всѐ более нетерпимым. Сопровождавшаяся перестройкой, гражданская революция в Советском Союзе привела к освобождению из «соцлагеря», к утверждению демократических начал в Центральной Европе и Балтии. За еѐ успех пришлось заплатить трагическим распадом страны, но сам российский народ – источник и цель всех преобразований, до сих пор остаѐтся обделѐнным. Историческая справедливость должна быть, наконец, восстановлена. Наш народ выстрадал достойную жизнь в своей стране. При этом мы, опираясь на собственную активность, вправе рассчитывать и на моральную поддержку всех европейцев.

Хотя у прошлого нет сослагательного наклонения, а у будущего – повелительного, наша задача теперь составить прогноз: куда же должна идти современная Россия. Писатель-пророк Фѐдор Михайлович Достоевский предсказал революционные потрясения, которые действительно постигли нашу страну в начале ХХ века, но во всей русской классике не найти ответа на вопрос: а что же дальше, куда нам следует идти после преодоления красного тоталитаризма? Впрочем, ответ на этот вопрос даѐт совокупно вся наша литература, культура и история. Если главная причина наших бед – экономических, социокультурных, политических – разрыв с историей, отказ от собственной идентичности, забвение российской общенациональной идеи, то выход из кризиса находится на пути возвращения к истокам, возрождения и восстановления российскости. При этом должно быть изначально ясно, что, ставя целью самовоссоединение с тысячелетней Россией, мы не должны возвращаться в прошлое, речь не идѐт о механическом повторении прошедшего. Да это и невозможно сделать. Необходимо распознать сигналы из истории и вписать их в современность, необходимо использовать то из тысячелетнего опыта, что может быть адаптировано и вписано в сегодня, что может быть полезно и будет работать в новых условиях. Причѐм отвергнуть и забыть полностью советское прошлое тоже невозможно, да и не нужно. Вот во всей этой ситуации мы и начнѐм теперь разбираться.

Выстраивая обновлѐнную российскую систему ценностей, уточним принципы и правила, по которым она должна форомироваться. Для такой огромной страны как Россия, система интегрирующих начал не может быть простой. Скорее, она должна походить на некое разветвлѐнное древо, многомерную структуру. Назову здесь три основных посылки, которых буду придерживаться.

  1. Сплачивающая система норм должна быть трѐхуровневой. Базовый слой включает нормы и адиции, сформированные в каждом отдельном культурно-территориальном регионе нашей страны. Эти нормы продолжает следующий уровень – символы, интегрирующие государство в целом. И всѐ это дополняется третьим рядом – ценностями, соединяющими нас с мировым сообществом. Сразу поясню, что в этой книге не предполагается рассматривать специфические ценности каждого российского региона, это отдельная задача, которую решат другие авторы. Мы же будем говорить по преимуществу об идеях, которые сплачивают в единое целое всю нашу страну, наш народ.
  2. Интегрирующие начала должны соединять Россию по трѐм временным составляющим – связь прошлого с настоящим (А), интеграция настоящего социокультурного времени (Б), сплачивание во времени из «сегодня» в «завтра» (В).
  3. Важнейший методологический принцип состоит в следующем – новые идеи возникают не произвольно, они выстраиваются не из субъективных спекуляций, но на фундаменте ценностей, которые у нас уже существовали. Новые принципы основываются на старых, хотя и не обязаны быть их точной копией, они могут развивать, преодолевать, «снимать» и продолжать наш исторический опыт.

    Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница