Идея свободы, предпосылки и последствия. Что предшествовало становлению свободы? Идея христианского Бога как центра социальной вселенной


Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ"

Идея свободы: предпосылки и последствия.

Что предшествовало становлению свободы? Идея христианского Бога как центра социальной вселенной. Зададимся вопросом, – какой была система фундаментальных идей-нормативов западной цивилизации с начала нашего летоисчисления, т.е. с периода утверждения христианства и до середины XIX в.? Ответ достаточно очевиден – эта система строилась на идее Бога, Бог был мерой всех вещей и отношений. Эммануила Канта, как известно, изумляли два чуда – звездное небо над головой и нравственный закон в душе. Но оба эти чуда восходят к единому Богу. Ибо мир сотворен Творцом, а десять моральных заповедей скрепляет библейская идея страшного суда. Правовые нормы тоже имеют божественное происхождение, ведь первые законники – понтифики и жрецы, а в суде искренность показаний подтверждается клятвой на Библии. Политические системы европейских государств представляли собой различные модификации монархического устройства, а монархия сохранялась столетиями потому, что первое лицо государства – не обычный подданный, но «помазанник Божий». Здравый смысл, еще один регулятор, пронизывали поговорки, где все сюжеты, так или иначе, восходили к представлениям о Боге. В искусстве библейские сюжеты долгое время были единственными или преобладающими. Во всей многоплановой системе общественного сознания лишь связь между наукой и религией оказывалась более сложной, опосредованной и непрозрачной.

С конца XIX столетия почти весь западный мир перешел к пострелигиозной системе ориентации и адаптации, особенности которой мы проанализируем чуть позже. А сейчас сравним «плюсы» и «минусы» христианского проекта. Первое и, пожалуй, главное преимущество подобной системы – ее устойчивость, удивительная для современного человека стабильность, способность к самосохранению. Более полутора тысяч лет мир оставался достаточно гармоничным, сбалансированным и в то же время постепенно, плавно, неспешно развивающимся. Развитие затрагивало производство, экономику, сферу культуры, образования, здравоохранения. Относительно (подчеркнем это слово, ибо сравнение происходит не с неким идеальным оптимумом, но просто с современными нормами) невысокий уровень жизни – одна из главных характеристик той эпохи. Впрочем, массовой смертности от голода, как правило, не бывало. (Она типична, скорее, для нашего времени огромной поляризации, когда существуют миллионеры и миллиардеры, но каждый пятый житель планеты ложится спать голодным.) Правда, тогда случались периодические эпидемии, – эффективные средства борьбы с холерой, оспой, чумой были созданы лишь сто–сто пятьдесят лет назад.

Если графически представить маршрут, пройденный западным сообществом с момента утверждения христианства и до середины девятнадцатого века, я бы прочертил длинную, непрерывную, плавно и постепенно поднимающуюся линию, идущую слева направо.

Посмотрим, что было дальше.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Comments