Общий итог

Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ"

Подытоживая проведѐнные в этой части книги четыре исследования, мы можем утверждать, что объективное, реальное содержание дотоле загадочной русской идеи теперь ясно и чѐтко выявлено.

Система ценностей, на которой выстраивалась историческая Россия, включала три фундаментальных начала – православие, собирание земель и общинный коллективизм.

Национальная идея – это своеобразная матрица, задающая форму национальной культуре, это структура, определяющая характер и маршрут движения общества.

Остановимся кратко на анализе полученного результата, посмотрим, как эта матрица трансформировалась, и что происходило с ней на рубеже XIX – ХХ веков.

Я уже писал, что первый идейный кризис наши далѐкие предки преодолели в Х веке, когда киевский князь Владимир принял историческое решение о крещении Руси. С тех самых пор и до конца XIX века ценностная система России, испытывавшая определѐнные реформаторские преобразования и воздействия, в целом не претерпела принципиально-сущностных изменений. На протяжении тысячелетия Российская идентичность сохраняла устойчивость и стабильность.

Изначальным центром христианства русские считали Рим. Но позднее центр подлинного христианства – православия, переместился из Рима в Царьград (Константинополь). В 1453 году турки захватили Константинополь, столицу Византийской империи. Его падение воспринималось на Руси как сотрясение самих основ мироздания, и тогда псковский старец Филофей в послании великому князю Московскому Василию III сформулировал обновлѐнное понимание национальной идеи: «Москва – третий Рим». (Некоторые исследователи доказывают, что изначально эта формула родилась не в Пскове, а в болгарской церкви и уже оттуда попала к нам.) Уточнение понимания своих фундаментальных ценностей, а лучше сказать их упрочение, кристаллизация, произошли не из-за внутренней нестабильности, но ввиду изменения ситуации за пределами страны. Добавлю, что речь шла о формулировке некоего хорошо понятного духовного лозунга, а не о научно обоснованном выявлении содержания национальной идеи, такой потребности в те времена просто не существовало.

Почти четыре столетия спустя, в середине XIX века, в преддверии теперь уже внутренних социальных трансформаций, России вновь потребовалось провозгласить сплачивающий общенародный лозунг. Это сделал граф Сергей Семѐнович Уваров, президент Петербургской Академии наук и министр народного просвещения. Ему принадлежит хорошо известная формула «Православие, самодержавие, народность». И в этом случае речь шла о понятном лозунге, о внешнем выражении некоей внутренней основы, которая всеми чувствовалась, ощущалась, но не нуждалась в специальном научном обосновании.

Полученный на страницах этой книги результат вполне согласуется с модификациями русской идеи, прозвучавшими в разные исторические эпохи. Три составляющие русской идеи раскрывают глубинные особенности жизни страны в трѐх еѐ проявлениях. Основа духовности – это православие, основа ментальности – коллективизм, основа народно-государственной стратегии – собирание земель. Можно сказать несколько иначе: православие настолько укоренилось в нашем сознании и культуре, что именно оно привело к выводу о возможности коллективного спасения и к коллективизму, оно же вдохновило наших предков на мессианскую экспансию и собирание земель. Иначе говоря, выявленные три начала не являются автономными, самостоятельными образованиями, скорее они оказываются взаимосвязанными, взаимоперетекающими и порождающими друг друга началами.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Comments