Российское искусство и российская идентичность

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ"

Российское искусство и российская идентичность. Вспомним киноповесть и фильм Василия Макаровича Шукшина «Калина красная», вышедший на экраны в середине 70-х годов. Почему фильм так назван?

В картине звучит несколько фраз из знакомой песни -

Калина красная, калина вызрела,

я у залѐточки характер вызнала.

Характер вызнала, характер вон какой.

Я не уважила, а он пошел к другой.

В русской лирике любовь всегда изображается на фоне природы. («Ой, цветет калина…», «Распрямись, ты, рожь высокая,…». Ну а несосоявшаяся любовь – на фоне чего-то несбывшегося, на фоне впустую вызревшей ягоды. Вспомним, что у Марины Цветаевой есть стихотворение о России, где наша страна сравнивается с образом красной рябины. Обобщение в названии подталкивает и нас к метафорическому пониманию сюжета.

Кто же главный герой картины? Это деревенский парень, человек «от земли», Егор Прокудин (по-русски Егор - землепашец). Однако Егор оставляет отчий дом, он идет другим путем и попадает в преступную шайку. Да и своѐ имя он теряет, получая взамен кличку Горе. Намучившись и намаявшись, Прокудин решает вернуться домой. И здесь мы опять видим глубокие и эмоциональные сцены. Стоя в красной рубахе, шукшинский герой обнимает белые березы, разговаривая с ними, как с живыми людьми. Однако путь назад не складывается. Даже родная мать не узнает своего сына.

Заканчивается все трагически – бывшие дружки Егора не оставляют. Изначально сценарий завершало убийство Прокудина, но советское искусство должно быть оптимистичным, и Шукшина обязывают придумать другую концовку. В ней свояк Егора Петро, здоровенный, медлительный и очень спокойный человек, узнав о случившемся, вскакивает в грузовик, догоняет машину с бандитами и сталкивает с моста. Когда Петр поднимается, оператор показывает происходящее сзади, мы видим на нем шоферские брюки и майку со словом РОССИЯ. Егор и Петр для Василия Макаровича Шукшина – очень значимые образы. Рассказывая о них, автор, несомненно, задумывается о путях и тупиках нашей страны.

Десять лет спустя, в начале перестройки, на экраны вышел фильм режиссера Е. Валуцкого «Зимняя вишня». На первый взгляд картина всего-навсего о симпатичной современной женщине, которая выбирает себе жениха. Все начинается со сцены, где будущие персонажи собираются на вечеринку и просят Олю, так зовут главную героиню, произнести тост. Та поднимает бокал со словами «Выпьем за родину, ведь семья как родина, она не может не быть». Дальше мы видим три варианта этой семьи, за которыми довольно прозрачно просвечивает и возможное будущее родины.

Один жених, его играет невысокий и не особо представительный актер, приходит в желанный дом с небольшим портфелем. Он мечтательно говорит о будущем, о русских детях, о России. Это все, что у тебя осталось, спрашивает Оля, показывая на портфельчик? Ну, в общем-то, да, отвечает гость. Их отношения явно не складываются.

Другой жених, его играет высокий, очаровательный латышский актер, приходит к невесте с виски и колой. Он только что прилетел из Женевы и готов увезти будущую жену в Швейцарию. В конце концов, они решают ехать вместе, но по дороге в аэропорт машину догоняет и останавливает третий жених. Говоря точнее, он не жених, а любовник, поскольку у него уже есть семья. Этот третий постоянно обещает Ольге золотые горы и светлое будущее, но все время еѐ обманывает. Свою законную жену он не оставляет и на этот раз. Так куда же, подобно героине фильма, идет наша страна – на Запад, назад к своим истокам, или еѐ просто никуда не отпускает постоянно лгущий и паразитирующий класс бюрократов? Этот вопрос интересует и режиссера, и автора книги, и, думаю, читателей, поэтому возвращаемся из кинозала к нашим проблемам.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Comments