Социологическая аргументация

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Игорь Чубайс
10 января 2015 года Игорю Борисовичу Чубайсу присвоена Интернет-награда "Просветитель России" за книгу "РАЗГАДАННАЯ РОССИЯ"

Социологическая аргументация. Как сорганизовываются и связываются физические предметы? Передо мной письменный стол, слева на нем настольная лампа, справа вдоль стены – стеллаж… Если я уйду из комнаты и никто не зайдет в неѐ 10 дней (или 10 лет), все названные предметы так и останутся на своих местах. Физические тела связывает гравитация. А что объединяет людей? Вчера я выступал на радио «Эхо Москвы», рассказывал о том, как пишу эту книгу. Слушатели звонили в редакцию, задавали вопросы. Между приглашенным в студию и аудиторией возникла определенная общность, определенная целостность. Потом моѐ выступление закончилось, и началась другая передача. У неѐ тоже были свои слушатели, уже другие. Так продолжалось до глубокой ночи. Что связывало выступавших с аудиторией? – Общие интересы, темы, сходство ценностных ориентаций. Меняется коммуникатор – меняются реципиенты.

Социологи давно показали, что людей объединяет сходство интересов, ценностей, идей. Так устроены и малые группы, и крупные объединения, и народ в целом. Поясню эту мысль несколькими историческими примерами. В конце ХVIII века Польское государство было трижды разделено, точнее, переразделено соседними странами и прекратило свое существование. Но «идея Польши», особые нормы и ценности, «польскость» была сформулированы и осознаны обществом столь глубоко, что мысль об отечестве постоянно сохранялась в сознании людей. Поэтому поляки неоднократно поднимали восстания, требуя вернуть независимость. И в 1918 году, спустя сто двадцать лет после исчезновения, государство было возрождено. Во время II Мировой войны Польша была полностью оккупирована, но она оказалась одной из немногих стран, где государство действовало в подполье. Здесь, на контролируемой (!) нацистами территории действовали своя армия, разведка, пресса, система образования, а из Лондона всем этим руководило польское правительство. Можно привести и другие примеры. Еще более древний народ – евреи – утратили государственность почти 2000 лет назад. Но все это время они сохраняли не чиновничество, не армию и даже не родной язык, который был почти полностью утрачен. Евреи сохраняли свою веру, выражавшую дух народа, что и позволило им сохранить самобытность. Поэтому, когда возникли соответствующие исторические условия, иудеи быстро восстановили и свой язык, и свое государство.

Тезис о социальной интеграции через идею можно подтвердить также примерами «от противного». Крах той ли иной сплачивающей идеи – не внешних еѐ проявлений, а глубинной интериоризации, с неизбежностью вызывает распад объединяемого ею общества. У нас до сих пор обсуждают вопрос о том, кто же развалил СССР – Ельцин, Горбачев или американский империализм. Следует прямо и ясно признать: первопричина распада государства – разрушение связывавшей его «комидеологии». В Социалистической Чехословакии, в Федеративной Югославии не было ни Ельцина, ни Горбачева, но и там произошел распад, потому, что национально-этническая идея оказалась сильнее комидеологической. США вели антисоветскую пропаганду так же активно, как СССР – антиамериканскую, но Соединѐнные Штаты не разъединились, американская идея оказалась несравнимо более устойчивой, чем советская.

Признаем, что в нашей стране и сегодня есть люди, не осознающие все последствия распада государства. Как уже было сказано, отсутствие сплачивающей идеи порождает социальную дезинтеграцию. Но распад социума – лишь начало процесса. Ведь общество, как и природа, не терпит пустоты. Если оно не сохраняет свои ценности, в его сознание неизбежно проникают ценности иных, более активных и энергичных этносов. И тогда один народ оказывается ассимилированным другим. Если мы хотим сохранить себя, свою идентичность, мы должны заботиться о своем духовном здоровье.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Comments