ФАРО

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

ФАРО

Грамматическая система их заключает в себе самую высокую метафизику, 
в словах их, по временам, какое-нибудь материальное познание (conception)
становится символом идеи. 
Эрнест Ренан

Фаро – в мифологии бамбара божество воды, громовик, демиург. Согласно мифу, Фаро даровал человеку совесть, порядок и чистоту, а также чувство ответственности.

Вероятно, первоначально в мифологии народа бозо Фаро выступал духом реки Нигер и лишь позднее приобрёл более широкое значение.

Основное местонахождение Фаро – Нигер; но он вездесущ, посещает все воды. (Другое название речного божества Нигера у народа бозо – Фаран, победивший угря Гондо, перегородившего реку).

Согласно некоторым мифам (по материалам школы М. Гриоля), Фаро был сотворён Пемба. По другому варианту, старший – Фаро.

Фаро создал небо (семь небес), породил духа воздуха Телико, в виде воды пролил жизнь на землю. Когда Фаро растекся по земле и увидел, что создание земли, начатое Пемба, не закончено, он наполнил водой пустоты, образовав источники. Оплодотворённый вибрацией, Фаро на пустынном холме породил двух близнецов; с их рождением выросла первая трава, появились скорпионы, которые должны были защищать близнецов.

Фаро создал небо (семь небес), породил духа воздуха Телико, в виде воды пролил жизнь на землю..jpg

Затем на холм упала обильная роса и образовала источник, из него вытек ручей, течение которого направляла рыба кокони. Другая рыба кокони понесла Фаро и его детей на своей спине; поток увлёк их в водяное жилище. Фаро создал рыб и населил моря и реки пресмыкающимися и другими животными, затем поднялся на небо.

Когда на земле начался голод из-за непомерно возросшего числа людей и истощение их усиливалось от потери крови во время жертвоприношений Баланза, Фаро научил людей есть дикорастущие томаты. Первой попробовала их одна женщина, упавшая от голода в обморок. Съеденные ею томаты превратились в кровь, и её силы восстановились. Она пошла искупаться в Нигере, а Фаро, находившийся в воде, схватил её, вскрыл живот и съел красную мякоть от томатов. Он сосчитал зёрна плодов – их оказалось семь. В каждом томате была кровь и вложенный Фаро основной элемент человеческого существа (принцип жизни), представляемый числом «семь» ( три – символ мужского начала, четыре – женского).

Фаро создал рыб и населил моря и реки пресмыкающимися и другими животными, затем поднялся на небо

Восставший против Баланза Фаро потребовал положить конец рождению людей от союза женщин с деревом. Фаро выиграл битву с Баланза. Женщины стали приходить к реке и пить воду, в которую Фаро тайно подмешивал томаты; таким образом происходило оплодотворение женщин, производивших на свет человеческие существа – близнецов с гибкими конечностями (без суставов). Он отменил рождение близнецов, наделив каждое существо двойником (дья), находящимся в воде.

Фаро выиграл битву с Баланза

Фаро определил четыре стороны света и установил границы вселенной, измерил высоту неба, глубину земли, расстояние между странами света; учредил время, ввёл сезоны и заменил первоначальный мрак регулярной сменой дня и ночи. Землю он разделил на семь частей, которые соответствуют семи небесам; на земле создал морскую бездну, вырыл первые колодцы, водоёмы, русла рек; ввёл режим дождей.

Люди, познавшие из-за проклятия Баланза болезни и смерть, обратились к Фаро за помощью, который обещал давать им дождь, но потребовал почитания воды. Он обучил людей слову и языку. Фаро – повелитель воды и «хозяин слова», именно он научил людей говорить и писать.

Фаро – повелитель воды и «хозяин слова», именно он научил людей говорить и писать
Предок, вызывающий дождь: 
открытая ладонь символизирует дождь, сжатый кулак – его прекращение

Фаро классифицировал животных и растения; людей распределил по расам и кастам (варнам), начиная с рабов. Назначил каждому виду живых существ, чтобы предохранить их от вырождения, род пищи и пищевые запреты.Через кузнецов Фаро дал человеку восемь зёрен злаков, созданных одновременно с людьми, но хранившихся тайно на небе. Эти восемь зёрен – основа пропитания и основа человеческого существа, люди носят их в ключицах. За всеобщим порядком наблюдают представители Фаро – духи; с их помощью Фаро руководит всеми видами деятельности. Чтобы люди были пригодны к физическому труду, Фаро снабдил их суставами.

Мифология бамбара типологически близка мифологии догонов; мифологические системы обоих народов можно назвать «вторичной» мифологией, в создании которой значительная роль принадлежала жрецам.

Мифология бамбара типологически близка мифологии догонов; мифологические системы обоих народов можно назвать «вторичной» мифологией, в создании которой значительная роль принадлежала жрецам

Это сходство обусловлено, по-видимому, генетическим родством бамбара и догонов (в их генеалогических мифах фигурирует одна и та же прародина – Страна манде).

Общность мифологических взглядов бамбара и догонов сказывается в аналогичности символики: чисел (напр., семь – символ человека; три воплощает мужское начало, четыре – женское), цвета (красный – символ крови, жизни, любви, белый – цвет предков, чистоты и т. п.), животных и растений и т. п.; в сходстве представлений: о первоначальной роли в сотворении мира вибрации, спиралеобразного движения; о принципе парности, лежащем в основе образования вселенной; о порождении растений и животных от союза небесного божества (Пемба – у бамбара, Амма – у догонов) с землёй; о роли в сотворении мира божеств, воплощающих дух воды (Фаро – у бамбара, Номмо – у догонов); о созидающем значении творческого слова; о классификации элементов вселенной; о множественности миров (семь небес и семь земель – у бамбара, семь верхних и семь нижних миров – у догонов) и др. 

Стержневой миф – о созидающем значении творческого слова. Так в мифах догонов мир произошел от слова «Амма» (у бамбара «Пемба»), давшего начало бесконечно малому кизе узи (зерну фонио), которое переросло в «зародыш бытия». Необычны и комогонические представления догонов (солнце – это раскаленная добела 8-витковая спираль, а Земля – сжатый ком глины, принявший форму женского тела).

Космогонические мифы бамбара – это высшее знание (именуется  гла гла зо), заключающее в себе философию бытия и вселенной и доступное только посвященным. Удвоением   «гла гла» – в мифах подчёркивается первичный характер парности – основного принципа существования (См. Гумбольдт В. О двойственном числе // Философия языка в трудах В. фон Гумбольдта).

Мир произошел из пустоты, наделенной движением, – гла. Гла породила звучащий двойник – гла гла, который, в свою очередь, породил субстанцию зо сумале (холодную ржавчину), образовавшую твердые и блестящие вещества. После ряда движений и трансформаций между обеими гла произошел взрыв; он создал твердое и мощное вещество, которое, вибрируя, стало спускаться. Благодаря этой вибрации возникли знаки, они должны были расположиться на еще не созданных предметах, чтобы их обозначить.

От гла отделилось человеческое сознание и перешло на предметы. В ходе сотворения появился дух Йо, 22 основных элемента и 22 витка спирали. Эти витки спирали «размешали» Йо в результате чего возник звук, свет, все существа, все действия и все чувства. От Йо произошли первые могущественные и всетворящие силы – Пемба и Фаро.

Этот миф находит соответствия в современной науке (в т.н. пребиологической химии) которая утверждает, что все «живые» белки состоят из 22 основных аминокислот. Носитель генетической наследственности человека – ДНК представляет собой двойную спираль. Нормальный хромосомный набор человеческой клетки (кариотип) состоит из 23 пар хромосом, в которых запечатлена информация о прошлом и будущем человека. В мифах многих народов знаки алфавита осмыслены как первичные элементы мира, из которых складываются все формы живой и неживой природы. Причем, число этих элементов имеет сакральный подтекст и для некоторых алфавитов это число неизменно.

Бамбара изображали Фаро в виде голой женщины (или андрогина) с длинными грудями и волосами, вместо ушей – жабры, вместо пальцев – плавники, вместо  ног – рыбий хвост; верхняя половина тела окрашена в белый цвет, а нижняя – в красный.

У бамбара существует шесть тайных обществ - комо, нтомо, нама, коно, коре и чивара

У бамбара существует шесть тайных обществ: комо, нтомо, нама, коно, коре и чивара. Во главе наиболее распространенного и влиятельного общества комо стоит мастер-кузнец, который выполняет также функции судьи. Для отправления культов и различных церемоний (культ предков, церемония уборки урожая, похороны, посвящения и т. д.) используются маски и статуи, которые, как и у догонов, изготовляются кузнецами, принадлежащими к особой этнической группе.

маски и статуи, которые, как и у догонов, изготовляются кузнецами, принадлежащими к особой этнической группе

Каждое из шести обществ имеет свои функции и использует особые типы масок. Смысл символов известен только посвященным, которые хранят организацию ритуалов в глубокой тайне. Однако сами ритуалы общедоступны.

Задача общества Чи Вара (переводится как "животное для обработки почвы") – забота о своевременном дожде и хорошем урожае.

Задача общества Чи Вара
A pair of Chi Wara dancers on the foro ba (big field) bent over their sunsun canes

Общество коре использует восемь различных типов зооморфных масок, участвующих в обрядах вызывания дождя. Э. Лейцингер дает краткое описание одного из таких обрядов, который ей случилось наблюдать в конце 50-х годов прошлого века, во время ее пребывания в Мали:

«Когда однажды вечером я проезжала на машине по саванне неподалеку от Бамако, - пишет Лейцингер, - мне встретилась группа танцовщиков в масках. Львы, гиены, антилопы, духи бегали, скакали, подпрыгивали, кувыркались, разбегались. Совершался обряд жертвоприношения Великому духу воды коре, поскольку уже в течение долгого времени не было дождя. У меня перед глазами было потрясающее свидетельство того, что маски бамбара продолжают бытовать и теперь, оставаясь главным элементом религиозной практики. Позднее я узнала, что эти маски воспринимаются как живые существа; им приносят жертвы и после использования хоронят с соответствующими обрядами... Они представляют многочисленные ипостаси Фаро, создателя и устроителя вселенной, который научил человека обрабатывать землю, дал ему разум, чувство ответственности, а также следит за порядком и отправлением правосудия. Уникальная маска с острыми гранями, изображающая волевое лицо, наделяет неограниченной властью того, кто ее носит» (Мириманов В.Б. Искусство тропической Африки).

Маска общества коре, вверху, предположительно, фигура Фаро..jpg
Маска общества коре, вверху, предположительно, фигура Фаро.

Весьма любопытно представление догонов о Сириусе. Эта звезда, именуемая у них «пупом мира», считается тройной, главный компонент называется Сиги толо, а спутники – По толо и Эмме йа толо. При этом вокруг последнего объекта якобы вращается еще два сателита – Ара толо и Йу толо.

Сириус же, как известно, расположен вблизи другого, интересного для нас в нашем исследовании, созвездия – Ориона, пояс которого как раз и указывает на Сириус, альфу созвездия – Большого Пса, собаки Ориона, тогда как Бетельгейзе – альфа Ориона – указывает на точку летнего Солнцестояния. (Что же касается зимнего солнцестояния и равноденствий, то на эти точки нет таких явных указателей на звёздном небе).

И Сириус, и пояс Ориона находятся на одной линии солнечной галактики – Млечного Пути и указывают на его пересечение с эклиптикой – зодиакальным кругом там, где соединяются наука и миф, как раз в начале астрономического созвездия и знака Зодиака – Близнецов, управляет которыми покровитель тайн, вестник богов, руководитель мистерий, божество речи, счёта и всякой премудрости, – Гермес Трисмегист.

Проекция пояса Ориона на пирамиды
Проекция пояса Ориона на пирамиды

Двоица сателлитов Сириуса в представлениях догонов наводит на мысль о грамматогонической концепции, способной выражать идею единства во множестве (По словам профессора Бодуэна де Куртенэ, применение данных из мифологии к вопросам из области грамматики составляет первый отдел прикладного языкознания (Кареев Н.И. Мифологические этюды). Грамматическое правило в таком контексте представляет собой списанную с небес систему, а с другой стороны – премудрость, запечатленную Творцом на небесах.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница