ФОРОНЕЙ

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

ФОРОНЕЙ

Рабби Шломо из Карлина спросил:
- Каково самое дурное деяние злого начала?
И ответил сам себе:
- Когда человек забывает, что он – царский сын. 
Раввин Йосиф

Фороней – предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии, супруг Лаодики (ср. Лаодикия; греч. «народный суд», «права народа или людей», «народоправческая», т. е. – демократическая).

Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса, где люди жили без городов и законов, в «разбросанных и изолированных пещерах», как циклопы.

Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах» также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных». Евсевий Кесарийский в «Хронике» повторяет сведения Платона и Климента.

Фороней первым соединил людей в общество, и то место, где они собрались, было названо городом Форониконом. Ему приписывали введение в Пелопоннесе первоначальной культуры.

По другим источникам (Гай Юлий Гигин), Фороней – первый человек, который основал и населил торговый город, он брат Ио, сын речного бога Инаха и нимфы Мелии. Позднее этот город, названный Фороний, был переименован в Аргос.

Существовала древняя поэма «Форонида», не сохранившаяся до наших дней.

Ссылку на «Форониду» находим и в Схолиях к Гесиоду:

«Гелланик в десятой части «Форониды» говорит, что Гесиод от Орфея» (надо полагать, потомок, или преемник Орфея. Прим. Крайко Ю.В).

«Форонида» имела под собой мифо-эпическое предание о Форонее, и, собственно, была посвящена деяниям и подвигам Форонея и его потомков (Пеласга и др.)

Климент Александрийский в «Строматах» называет Гелланика – поэтом, создавшим «Форониду». В «Строматах» о временах Форонея говорится так:

«В царствование Форонея, преемника Инаха, Элладу постиг потоп Огигея. В это же время возвысилось Сикионское царство в лице первых своих царей, Эгиалея, потом Европа и затем Телхина, в то же время на острове Крит царствовал Крит. Это нужно признать на том основании, что Акусилай называет Форонея первым человеком, отчего и автор «Форониды» (Гелланик) называет его «отцом смертных людей».

Частичное содержание «Форониды» в пересказе приводит Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях»:

«Гелланик в «Форониде» имеет слово (предание – логос) такое: от Пеласга, царя их и Мениппы, дочери Пенея, родился Фрастор, отец Аминтора, Тевтамида, и Нана. Во время его царствования Пеласги были выгнаны Эллинами, и оставив корабли в Ионийском заливе на реке Спинетис, захватили город Кротон, и отсюда отступив, основали город, называемый теперь Тирсения».

Вот что сообщает  о Форонее мифограф Гигин:

«В царствование Форонея, преемника Инаха, постиг Элладу потоп Огигея. В это же время возвысилось царство Сикионское в лице первых своих царей, Эгиалея, потом Европа и затем Телхина, в то же время на острове Крит царствовал Крит. Это на том основании нужно признать, что Акусилай называет Форонея первым человеком, отчего и автор «Форониды» называет его «отцом смертных». Поэтому и Платон, соглашаясь со сказанием Акусилая, говорит в «Тимее»: «Иногда, чтобы вызвать их (жрецов города Саиса) на рассказы о древних временах, он (Солон) начинал им говорить о первых временах Эллады и о Форонее, о котором говорят, что он был первобытным человеком, и о Ниобе, и о событиях, сопровождающих потоп Девкалиона».

«Инах, сын Океана, и его сестра Аргия произвели на свет Форонея, который, как говорят, первым царствовал над смертными. Люди много веков назад жили без городов и законов, говоря на одном языке, под властью Юпитера, но когда Меркурий перевел языки (перевел языки людей: т. е. сделал их различными, «переведя» единый древний язык на много новых. Это греческая аналогия Вавилонского смешения языков неизвестна другим источникам) людей, отчего переводчик называется герменевтес (ведь Меркурия по-гречески зовут Гермес), и когда он же разделил народы, тогда между смертными начался раздор, что не понравилось Юпитеру. Поэтому он передал начало царской власти Форонею за то, что он первым совершил священнодействия в честь Юноны».

Юнона - покровительница девушек и браков
Юнона - покровительница девушек и браков

Потомки Форонея продолжали основывать города и храмы:

Когда он умер, его сыновья Пеласг, Иас и Агенор разделили Пелопоннес между собой, а его сын Кар основал город Мегару (Гигин).

Мефаны являются полуостровом Пелопоннеса; с внутренней стороны с Трезенским полуостровом граничит Гермиона. Основателем древнего их города гермионцы называют Гермиона, сына Европа. Европ был сыном Форонея, но Герофан из Трезена говорил, что он был его побочным сыном. Ведь, если бы у Форонея были бы законные сыновья, власть над Аргосом не перешла бы к Аргу, сыну Ниобы, т. е. к внуку Форонея. Лично же я думаю, что если бы Европ был даже и законным сыном Форонея, и смерть постигла бы его раньше, чем Форонея, то его сын не мог равняться с сыном Ниобы, считавшимся сыном Зевса.

Особенно достоин описания храм Деметры на горе Проне. Жители Гермионы говорят, что основателями его были Климен, сын Форонея, и сестра Климена, Хтония (Павсаний).

По мнению С.И. Соболевского («История греческой литературы»),  в основе «Форониды» лежит мифо-эпическая история Аргоса.

Если опять подняться на Трет и вновь итти по дороге в Аргос, то налево будут развалины Микен. Что Персей был основателем Микен (Ведь тут на этом месте он потерял наконечник меча и он счел это знамением для основания города), это известно всем эллинам, я же только расскажу о причине основания этого города и почему впоследствии аргивяне разрушили город и выселили микенян. Ведь в нынешней, так называемой Арголиде, сравнительно более древние предания уже забыты, они только рассказывают, что царствовавший у них Инах назвал реку своим именем и учредил жертвоприношения Гере. Сохранилось еше и следующее предание: первым человеком, жившим в этой земле, был Фороней, а Инах был не человеком, а рекой и был отцом Форонея (Павсаний).

Итак, Фороней основал город Фороний, который его внук Аргоc, основатель земледелия, переименовал  по своему имени в Аргос. (Замечательно, что и в Древней Греции, и современной Россиии схожие топонимы связаны с аграрными центрами).

Фороней научил народ пользоваться ремеслами, а жители Аргоса, по свидетельству Павсания,  даже «отрицают, что огонь людям дал Прометей, но изобретение огня они приписывают Форонею»: он, а не Прометей научил их мастерству и почитанию богов. Поэтому почитание самого Форонея сохранялось в течение многих, по меньшей мере, семи, столетий :«Если итти дальше, то за этим храмом направо находится могила Форонея; еще в мое время (II в.) приносились жертвы Форонею (как герою)».

В «Теософском словаре» Е. Блаватской Фороней назван «богом реки в Пелопоннесе».

Божественная птица, угнездившись в ветвях небесного Ясеня, похитила этот сучек, или плод, и унесла его в своем клюве на Землю. Так греческое слово форонеус есть точный эквивалент санскритского слова бхуранью «быстрый», являющийся эпитетом Агни, который считается носителем божественной искры. Фороней, сын Мелии или небесного ясеня, таким образом, соответствует понятию, вероятно, гораздо более древнему, нежели то, которое преобразило прамантха [древних арийских индусов] в греческого Прометея. Фороней есть олицетворенная птица, приносящая небесную Молнию на Землю.

Фороней зажег первый Факел,

Фороней зажег первый Факел 

и от его пламени пошли все домашние очаги и светильники.

Фороней, царь Аргоса олицетворяющий Законодательство
Фороней, царь Аргоса олицетворяющий Законодательство.

Это он первый соединил возле очагов людей, бродивших по лесам, как звери.

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница