Номиналистический метод

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница 
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

Номиналистический метод

Можно, правда, разнообразить слоги, чтобы человеку неискушенному казалось, что это разные имена, в то время как они одни и те же. Как, скажем, снадобья врачей, разнообразные по цвету и запаху, кажутся нам разными, в то время как они одни и те же, а для врача, когда он рассматривает их возможности, они кажутся тождественными и не сбивают его с толку своими примесями. Так же, наверно, и сведущий в именах рассматривает их значение, и его не сбивает с толку, если какая-то буква приставляется, переставляется или отнимается или даже смысл этого имени выражен совсем в других буквах. И есть много других имен, которые разнятся буквами и слогами, а смысл имеют один и тот же. Это очевидно.
Платон

Язык каждого народа, как исторический продукт, представляет смесь разнородных элементов, накопляющихся и смешивающихся в течении весьма продолжительных, сменяющихся в известной последовательности, периодовъ. От правила, что все сложное зиждется на простых началах, и языки не составляют никакого исключения.

Отрешая встречающиеся в памятниках или употребляемыя в живой речи слова индоевропейских или семитических языков от суффиксов, префиксов, инфиксов, тематических гласных или согласных и всех других приставочных элементов и возводя слова к глагольным корням или к простейшим, доступным нашему анализу, основным звуковым группам, мы восстанавливаем в главных чертах тот материал, который лег в основу языков в исторические периоды их существования. 

Язык начинается с первых попыток человека объясняться с другим человеком, сообщать ему что нибудь посредством слов.

Слова суть не что иное, как знаки, символы наших представлений и посредником между этими знаками и изображаемыми ими представлениями служит фантазия, действующая под влиянием закона об ассоциации идей.

Чем теснее два представления связаны одно с другим, тем естественнее и скорее каждое из них и впоследствии будет в состоянии воспроизводить другое (Шерцль В.И. Основные элементы языка и начала его развития).

Основная идея языка заключается в том, что человек нашел возможным представления свои обозначить посредством членораздельных звуковых групп.

Что же могло объяснять в стародавние времена это соединение корневых согласных в других языках и культурах?

Один из основателей современного религиоведения – Макс Мюллер пытался использовать уже достаточно разработанные методы сравнительной филологии в области изучения мифологии и религии. Он был убежден, что знание древних языков даёт возможность исследователю проникнуть в тайники человеческой души и обнаружить истинный смысл религиозной веры древних людей, воспроизвести те ощущения и впечатления, которые связывались в их сознании с именами богов, с мифами и легендами о них. Таким образом, мифология оказывается тесно связанной с лингвистикой.

В области истории религии Макс Мюллер отстаивал концепцию «естественного» происхождения мифов. Он считал, что человек персонифицирует явления природы и обожествляет солнце, луну, гром, небо; боги – это прилагательные, которые становятся «именами», а мифологию можно назвать «болезнью языка»:

Для того, что бы появились мифы, необходимо было, чтобы некоторые имена существительные или целые выражения потеряли свой коренной, или первоначальный смысл. Вообще мифология есть только древнее состояние языка и состояние ненормальное, болезненное, одним словом – она есть болезнь языка, (а с ним – и сознания, – прим. авт.)

В своих заметках о сравнительной мифологии Макса Мюллера В.В. Плотников подчеркивает:

Какъ изследователи языка стараются найти корень известного слова, определить его различные видоизменения, или его историю, как они говорят, от предполагаемого арийского праязыка до его состояния в современных (живых) диалектах арийского корня, так точно Макс Мюллер старается определить корень известного мифического имени, раскрыть его, так сказать, предков или старших родственников в Ведической мифологии.

Сам Макс Мюллер называет свой метод номиналистическим, т.е. состоящим в исследовании имен (Плотников В.В. Заметки о сравнительной мифологии Макса Мюллера).

Мифологические имена, как известно, претерпевают самую высокую степень трансформации (Жучкевич В.А. Общая топонимика). Поэтому в нашем сравнительном исследовании будет рассмотрен достаточно широкий перечень имён мифических героев, богинь, богов – «предков или старших родственников» героя «новой мифологии» – Воронега:

Варуна, Вурунсему, богиня Вар, Варафу, Фаро, Бран, Фороней, Уран,...

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница 

Comments