Оранта

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

Оранта

Богородицу и Матерь Света песней возвеличим

Предание о явлении Пр. Богородицы в Воронеже сохранилось в двух, пожалуй, самых известных источниках, повествующих об истории города:

первый – в ХIII главе "Путешествия через Московию" голландского художника, рыцаря Корнилия де Бруина, записанный им в 1703 году во время визита в составе свиты Петра I в Воронеж:

"Церковь Пречистой Богородицы, или Пятницы, – название, которое дано, говорили мне, впоследствии того, что Дева Мария явилась здесь въ известную пятницу чудеснымъ образомъ, почему ей и усвоили это название...";

второй – письменное свидетельство церковного историка и епископа Евфимия Болховитинова "Историческое сведение о городе Воронеже", изданное 100 лет спустя, в 1800 году:

"В Воронеже есть несколько церквей и между прочими Успения Богородицы, Космы и Дамиана, Собор, Пятница, имя данное ей, как сказывают, потому, что Богородица явилась там в пятницу".

  И «летучий голландец» (достаточно набожный, судя по его текстам, человек), и православный архиерей с достойным почтением отнеслись к известному городскому преданию и не позволили себе сделать на этот счёт какие бы то ни было скептические замечания.

Здесь надо заметить, что светские ученые, исповедующие материалистические ценности и отрицающих существование Бога в принципе, вряд ли бы в своей среде могли когда-либо серьезно воспринять какие бы то ни было свидетельства о явлениях Пр. Богородицы. А с наступлением атеистических советских времен такие предания и вовсе целенаправленно скрывались. Все это привело к тому, что свидетельство о чудесном явлении Пр. Богородицы, живущее некогда в городском предании, практически исчезло, сохранившись только в архивах. Теперь в миру, несмотря на авторитетные исторические источники, принято считать, что название Пятницы церковь Рождества Пр. Богородицы носила в связи с приделом, посвященным великомученице Параскеве-Пятнице...

До настоящего времени от храма Рождества Пр. Богородицы – Пятницы сохранилась только часть стены, находящаяся в квадрате, образуемом улицами, носящими имена светских героев – К. Маркса, Н. Таранченко, К. Стрелюка и В. Володарского, в прошлом, соответственно, Старо-Московской, Вознесенской, Пятницкой и Мещанской.

Статуэтка Св. Параскевы как персонификации.jpg
Статуэтка Св. Параскевы как персонификации 
Великой Пятницы – дня Распятия Христова.
Музей им. Андрея Рублева

В настоящее время едва ли даже в церкви найдется человек, который без особых затруднений сможет дать более или менее точный ответ на вопрос о том, сколько именно существует образов Пр. Богородицы. Числа можно услышать самые разные: от 600 до 1500 тыс. Официальный сайт Уфимской епархии утверждает, что

известно более 1500 икон Божией Матери, которые почитаются в Русской Православной Церкви как чудотворные. При этом почитание одних чудотворных икон ограничивается отдельными храмами, городами или местностями, а почитание других простирается на территорию нескольких епархий или даже всей русской Церкви. Таковых, наиболее прославившихся и знаменитых икон Божией Матери насчитывается 197. Все они внесены в Месяцеслов - календарь праздников Русской Православной Церкви - для чествования во время богослужения во всех храмах, как в России, так и за ее пределами. Из указанных 197 икон - явленных (то есть обретенных, по преданию, неким чудесным образом) только 66.

Из указанного общего числа особенно знаменитых икон на территории современной России насчитывается 120 икон, из которых явленных всего 36 - это за всю 1000-летнюю историю христианства и государства.

Известен ответ одного неизвестного старца на этот вопрос:

Сколько есть грехов человеческих, столько и существует образов Пр. Богородицы, которая является людям, чтобы "избавить нас от всякия нужды и печали".

 От какого же греха спасти нас являлась чудесным образом Пресвятая Дева в Воронеж в «известную пятницу», ведь самый страшный пятничный грех – это несправедливый суд и казнь Сына Божия?

Распятие, Ганс Мемлинг, 1491
Распятие, Ганс Мемлинг, 1491

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с отроком – двенадцатилетним Христом-Эммануилом (с нами Бог (евр.) – одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование – «Знамение». Знамение – это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. Со временем сновной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа.

От других иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству.

В иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

 Примечательно, что тип икон воронежских престольных праздников – Покрова Пр. Богородицы и Благовещения – оранта. Этот тип, на наш взгляд,  соответствует названию города и этимологически, и семиотически, а появление иконы «Знамение» и письменного свидетельства о Воронеже совпадают по времени – XII в.

Эскиз Воронежской оранты
Эскиз Воронежской оранты
Оранта (от лат. orans – молящийся, возносящий мольбы к небу) – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. (Другие типы Богородичных образов: Агиосоритисса, Панахранта, Одигитрия, Елеуса).

Чудесный образ Пр.Богородицы является нам из исторического забвения в сопровождении шестикрылых серафимов; они, как правило, огненно-красного цвета, и четырехкрылых (и у каждого из них четыре крыла [Иез. 1:6]), как правило, лазоревых херувимов, а также двух ангелов – с весами и мечом – символами справедливого суда:

Итак, Воронежская оранта – это икона Пр. Богородицы, спасающей от пятничного греха – несправедливого суда и казни

Итак, Воронежская оранта – это икона Пр. Богородицы, спасающей от "пятничного греха" – несправедливого суда и казни.

Иконописный образ Пр. Богородицы является к нам из древнего письменного предания и представляет собой теперь, в назидание нам и нашим потомкам, иконографическое свидетельство об утверждении и торжестве любви и справедливости во веки веков: Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли (Прем.6:1); Любите справедливость (Прем.1:1).

Не случайно ведь и новый Воронежский областной суд построен у стен нового кафедрального Благовещенского собора?!

Не случайно ведь и новый Воронежский областной суд построен у стен нового кафедрального Благовещенского собора

Проблему справедливости судебных решений можно считать одной из самых актуальных и по сей день. Особенную остроту эта проблема получила в современной России. Недоверие к российской судебной системе – притча во языцах (см. Лазарев А. Диалог о символах справедливого и независимого суда или второй сон Ходорковского). Все прогрессивное мировое и европейское сообщество, мягко говоря, с недоверием относится к российскому правосудию, за которым закрепился характерный ярлык – Басманное.

На Господа все наши надежды и упования (Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (Пс. 145:3), что Воронежское правосудие станет новым символом, характеризующим Россию с лучшей стороны:

2. и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; 3. и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. 4. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. 5. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина (Ис. 11).

И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина (Ис. 11)

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница