Святой Варъ – христианский небесный покровитель

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

Святой Варъ – христианский небесный покровитель.

Буду говорить об откровениях Твоих перед царями и не постыжусь; буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил.
Пс. 118:46-47

Тезоименитого черноземной столице мученика Вара (Уара) Египетского можно "не постыдясь" причислить по имени к воронежским небесным покровителям.

В «Философии имени» С.Н. Булгаков пишет:

«Относительно практики русской церкви следует сказать, что здесь христианское имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианским имели еще имена народные языческие, под которым и записывались в рядной записи и кабале, писцовой книге.  Так же и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Дмитрий… в Киеве в 1199 г. был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении»… в Никоновской летописи царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) называется Уаром (в крещении)».

Из  последних – Милонег и Уар легко смоделировать Воронегъ. Уар – известное индоевропейское, христианское имя: египетский христианин Уар (небесный заступник грешных отступников и не оглашенных язычников) был казнен в 307 году, в один год с Георгием, во время гонений Максимиана. Вар и Георгий, кстати заметить, – это схожие или, по крайней мере, сводимые имена, Юра или Urry особенно их сближают.

В Священном Писании и апокрифах встречаются индоевропейские и афразийские имена, содержащие корень вар; самые известные – Иешуа Вар Равван (евр. сын учителя, сын Божий), Варнава (евр. сын пророка), Варадат (арийск. дар, привозное добро), Варахий (евр. Благословенный Богом), Варух (евр. Благословенный ) и, наконец, Фарра, отец Аврама.

Слово ВАРъ в значении "сын" встречается в Новом Завете на церковнославянском языке (Мф. 16:17), но это направление в исследовании долгое время было табуировано.

Имя Увар, Вар или Уар Египетский не попало в поле зрения воронежского историка В.П. Загоровского. Без внимания остался и наш земляк – Уар Липецкий – митрополит, замученный в 1938 году в Карагандинском лагере и причисленный  в 2000 году к лику Святых. Не хотел ли светский учёный обращаться к имени христианского святого, ставил ли это вне логики словообразования языческого имени, случайно или намеренно это произошло – можно только предполагать.

Так или иначе, но воронежский исследователь, собирая по слогам имя Воронег, отвратил свой взор от Священного Писания и, глядя со стороны, что называется, "отлил пулю" или "вдарился в латентный тотемизм".

Сравнивая, как Ломоносов, русское наречие со славянским церковным языком Владимир Павлович мог бы прийти к Иисусу Вар Раввану или к Увару Египетскому или к Аарону и Хору (Ору), отцу Урия, или, наконец, – к Фарру, отцу Авраама. А это все, в свою очередь, могло завести еще дальше, в Карагандинский лагерь, к Увару Липецкому.

Но Загоровский не пошел по этому пути, впрочем, и не должен был пойти; заведующий кафедры "Истории СССР досоветского периода" встал на другой, антропоцентрический путь – путь моделирования светского образа – не святого, не знатного народного героя, язычника Воронега. В антропоцентрической парадигме советского профессора: все в человеке, все для человека, человек – это звучит гордо.

первая часть слова – ворон

Почему Загоровский думал, что первая часть слова – «ворон», ведь даже слагать из-за двойного «н» сложнее? На этот вопрос возможен ответ: советский учёный моделировал язычника-тотемиста-нехристя.

Загоровского можно назвать как бы «апостолом атеизма», ведь его задачей, скрытым мотивом его творчества было намерение определить направление антирелигиозной мысли. И, надо признать, с этой задачей он справился, почти на полвека утвердив в краеведении свой научный изыск.

Отличительной чертой его творчества следует признать выбор этимологического источника в сфере идеального. В годы господства материалистического течения, материалистической мысли, производящей все сущее из воды (Фалес) и обределяющей таким образом большинство топонимов гидронимами, выбор идеального источника этимологии можно почитать за подвиг: Загоровский обращается за истоками мысли к собственному имени, к субъекту, следуя ждановскому призыву – искать основания для философского прогресса в области субъективного.

В то же время незнание принципов сравнительного языкознания ограничивало исследовательское пространство рамками классического метода, который, как известно, рано или поздно доводит до той точки, далее которой «итти некуда», до края исторического языкознания,  до края света атеистической науки, к горам Вора и Мази у границы духовного невежества: «досюда дойдешь, а дальше не перейдешь, здесь конец надменным волнам твоим» (Иов. 38:11).

Производя один из воронежских корней от птицы-ворона, профессор останавливает на этом свои исследовательские происки, и не решается, согласно библейскому пророчеству, идти дальше.

Но «только обратившись к библейскому контексту (который, будучи боговдохновенным, несет абсолютную истину), мы можем проникнуть в «духовный», т.е. высший, смысл текста, в котором без этого «восхождения» нам открылся бы только «исторический», т.е. буквальный и «низший», смысл» (Пиккио Р. «Слово о полку Игореве» как памятник религиозной литературы Древней Руси).

Неправильно было бы полагать, что у самого слова «ворон» нет никакого прошлого. Разумеется, прошлое есть. И нас теперь интересует вопрос: какое оно, это прошлое? Откуда взялось, откуда на нас свалилось, уж не с небес ли?

Любопытно, что церковнославянское слово «вранъ» имеет в кириллической счетной системе известное числовое значение. Построение числовых систем в счетных науках было связано, как известно, с изучением небесных явлений: движения Солнца и Луны, продолжительности суток и года, в котором один день равен одному градусу, и, таким образом, получается, что количество градусов в окружности примерно равно количеству дней в году, с той лишь только разницей, что течение года представляет собой не замкнутую линию, а спиралевидный виток.
И арифметика, и математика развивались больше в кругу мудрецов, занимающихся наблюдением за движением небесных светил, чем в обществе бухгалтеров. Цифровые системы, кстати сказать, обязаны своим происхождением не современным калькуляторам, а наблюдению за небесами, другими словами, спущены с небес вниз, как падший ангел – главный счетовед неправедных прибылей...

Утешительным моментом в истории с именем Вар-Воронегъ видится теперь то, что св. Вар (Уар) – тот самый Святой, к которому христианин может обратиться с молитвой за умершего атеиста. Так вот, если нам, доведется по-христиански, молитвенно, поминать Владимира Павловича Загоровского, то наиболее корректно это делать перед образом Святого Вара.

Молитва о человеке, умершем вне Церкви
Молитва о человеке, умершем вне Церкви:
Помяни, Господи, аще возможно есть, душу раба Твоего (имя), отошедшего въ жизнь вечную въ отступлении отъ Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница