Ворон-тотем, языческий небесный покровитель

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

Ворон – тотем, языческий небесный покровитель

Ворон – тотем, языческий небесный покровитель

Когда в угрюмый час ночной,
Однажды бледный и больной,
Над грудой книг работал я,
Ко мне в минуту забытья
Невнятный стук дошел извне,
Как будто кто стучал ко мне,
Тихонько в дверь мою стучал... 
С тревогой штору поднял я -
И, звучно крыльями шумя,
Огромный ворон пролетел
Спокойно, медленно - и сел
Без церемоний, без затей,
Над дверью комнаты моей.
С.А. Андреевский

Ворона можно считать языческим покровителем-тотемом города Воронежа. Можно с иронией сказать, воронежцы – языческое племя, племя мудрого ворона, ведь ворон – символ обретения мудрости.

Тотемы – образы священных животных – были у древних племен объектами религиозного почитания и считались покровителями. Слово тотем можно перевести на русский как "покровитель".

Свет и небесные светила были в верхней вселенной, и их надо было только добыть оттуда, для чего Ворон продолбил небесную твердь и расклевал оболочки Солнца, Луны и звезд.

Ворон продолбил небесную твердь и расклевал оболочки Солнца, Луны и звезд

Существует древнее созвездие Ворона, которое было включено в каталог звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест». Овидий в «Метаморфозах» сообщает о том, как Аполлон превратился в ворона, когда боги бежали в Египет. Ворон – атрибутивная птица покровителя и строителя городов Аполлона, и созвездие воспринималось древними греками в этом качестве.

История, связывающая ворона с соседними созвездиями Гидра и Чаша, безусловно, – не миф, а поздний поэтический вымысел. В ней рассказывается, что Аполлон послал его с чашей к источнику за водой для жертвоприношения. Ворон, однако, задержался у смоквы, ожидая, пока созреют плоды, а потом пытался оправдаться, ссылаясь на водяную змею (гидру), не пускавшую его к реке.

Ворон, однако, задержался у смоквы, ожидая, пока созреют плоды, а потом пытался оправдаться, ссылаясь на водяную змею (гидру), не пускавшую его к реке

Ворон – атрибутивная птица самых разных богов: помимо упомянутого Аполлона – еще и Зевса, Афины, Асклепия (кстати, сына Аполлона и Корониды). В античной мифологии Ворон сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия. Вороны занимают ближайшую к Митре ступень самосовершенствования: они чувствуют конец злого начала.

В Новом Завете Спаситель советует апостолам учиться у воронов:

Посмотрите на воронов; они не сеют, не жнут; нет у них хранилищ, ни жилищ; и Бог питает их (Лк. 12:24).

Ворон приносит пищу библейскому пророку Илии в пустыню и также св. Павлу Фивейскому

Ворон приносит пищу библейскому пророку Илии в пустыню.jpg                            Посмотрите на воронов; они не сеют, не жнут; нет у них хранилищ, ни жилищ; и Бог питает их

Многие коренные народы тихоокеанского северо-западного побережья Северной Америки и северо-восточной Азии почитали его как бога. На Британских островах ворон был тотемом-покровителем кельтов. В мифах палеоазиатов он вступает в контакт и с небом, и с небесными светилами, и с хозяевами погоды на море.

Как всякая птица (др.-греч. [орнис]) ворон ассоциируется с небом  (др.-греч. [оуранос]).

Как всякая птица (др.-греч. [орнис]) ворон ассоциируется с небом  (др.-греч. [оуранос])

Ворон – символ мудрости, посредник между человеческой глупостью и небесной премудростью, между землей и небом, белым – цветом или лазоревым – цветами верха, неба, духа и красным или желтым – цветом низа, земли, плоти.

Ворон – символ мудрости, посредник между человеческой глупостью и небесной премудростью                                                          посредник между человеческой глупостью и небесной премудростью, между землей и небом, белым – цветом или лазоревым – цветами верха, неба, духа и красным или желтым – цветом низа, земли, плоти

К этому следует добавить медиацию между сухим и влажным, сушей и морем, соленой и несоленой влагой, между зимой и летом, а также умом и глупостью, мужским и женским, человеческим и животным и, естественно, между природой и культурой (как всякого «культурного героя»). Почти универсальная связь Ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном неоднократно отмечалась  как его тоже почти универсальная черта.

Почти универсальная связь Ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном неоднократно отмечалась  как его тоже почти универсальная черта

Путем  «прогрессивного посредничества» Ворон  оказывается медиатором между жизнью и смертью, а такая медиация является специфическим для мифологии «обходным», иллюзорным, разумеется, способом преодоления антиномии жизни и смерти. По гипотезе Леви-Стросa, употребление в пищу падали Вороном способствует его функционированию в мифах как «культурного героя», так как питание падалью как бы составляет некий компромисс между хищными и травоядными, а противопоставление хищных и травоядных можно трактовать как смягчение исконной антиномии жизни и смерти.

По гипотезе Леви-Стросa, употребление в пищу падали Вороном способствует его функционированию в мифах как «культурного героя»
Ворон. М. Эшер

Медиация между «верхом» и «низом», а также между хищными и травоядными (что, как видим, истолковывается Леви-Стросом как скрытая медиация между жизнью и смертью) вытекает из неких универсальных свойств Ворона, не столь строго определяемых этнокультурным контекстом (Мелетинский Е.М. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл).

Многими исследователями отмечается связь изображений животных с идеографическим письмом и магическим обрядовым действом, с убийством или закланием тотемного животного и его поеданием, то есть с теофагией

А,Н. Веселовский связывает идеографические изображения быка или медведя – с, так называемой, буйволовой или медвежьей драмой. Но если от быка и от медведя хотели получить мясо и шкуру, то ворон – птица «непромысловая». От него человек желал раньше получить мудрость, больше требовал прибавления ума; идеографическое изображение ворона, пользуясь театральной лексикой, можно назвать, скорее, водевилем, чем драмой.

В мифах ворон, несомненно, наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет шаманские посреднические функции между различными мирами – небом и землей.  По преданию, ворон знает живую воду и мертвую, ключи от языческого ирия или вырия хранились у вороны.

Ворон – хранитель тайны, сталкер, медиатор и мистик. Так его представляет Эдгар По  в своем знаменитом стихотворении «Ворон».
Ворон – хранитель тайны, сталкер, медиатор и мистик. Так его представляет Эдгар По  в своем знаменитом стихотворении Ворон

Вороны Хугин и Мунин (от древнескандинавских слов «мысль» и «память» или «разум») – спутники Одина, верховного бога в германо-скандинавской мифологии, отца и предводителя асов, мудреца и шамана, знатока рун и сказов (саг), царя и жреца, князя (конунга), волхва (vielus), но, в то же время, бога войны, покровителя военной аристократии, хозяина Валгалла и повелителя валькирий

Вороны Хугин и Мунин (от древнескандинавских слов «мысль» и «память» или «разум») – спутники Одина, верховного бога в германо-скандинавской мифологии
. Один, кстати сказать, отдал один глаз за возможность прикоснуться к источнику премудрости.

У бритов ворон – символ удачи. Король Артур – превратился в бессмертного ворона, который знает, где спрятан Грааль.

По мнению барона Б.В. Кёне, норманнский ворон изображен на династическом знаке Рюриковичей – одном из древнейших символов Руси.

По мнению барона Б.В. Кёне, норманнский ворон изображен на династическом знаке Рюриковичей – одном из древнейших символов Руси

Ворон и его дети (Вороний народ) предстают в качестве человеческих первопредков; он наделен чертами «патриарха»; его именуют – «Большой Дед», другое его прозвище – «творец».

Ворон и его дети (Вороний народ) предстают в качестве человеческих первопредков; он наделен чертами «патриарха»; его именуют – «Большой Дед»                                       У палеоазиатских народов ворон – патриарх семейства, от которого произошли люди
"У палеоазиатских народов ворон – патриарх семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве браков; а сами брачныe приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление "брачных связей" с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума)" (Мифы народов мира. ст. Мелетинского Е.М.)
Характеристика ворона и его супруги может послужить хорошим примером и для человека, добропорядочного гражданина-горожанина и семьянина

Характеристика ворона и его супруги может послужить хорошим примером и для человека, добропорядочного гражданина-горожанина и семьянина. Половая зрелость у ворона наступает в возрасте около 2 лет. Продолжительность жизни ворона в неволе от 15 лет до 69 лет. Спаривание и брачные игры на юге начинаются с первых чисел февраля. Пары постоянны. Самцы крупнее самок, в остальном половой диморфизм не развит.

Самец и самка проводят свой век в согласии и никогда не скандалят. Жена ворона являет собой образ благоразумной супруги: "Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками" (Притч. 14:1).

У пары обычно два гнезда, которыми птицы пользуются в разные годы. Гнёзда используются в течение многих лет, даже десятилетий. В устройстве нового и в ремонте старого гнезда принимают участие самец и самка; гнезда строятся обычно в развилках главного ствола дерева и очень редко на большой боковой ветке. Гнездо из толстых прутиков, подстилка – шерсть. Число яиц в кладке 4-6, иногда 3 или 7. Окраска яиц голубовато-зеленая, с серовато-зелеными и бурыми отметинками, одним словом, – лазоревая. По одним данным, самец и самка высиживают поочередно, по другим сведениям – только самка. Кормят птенцов оба родителя той же пищей, что едят сами, рацион разнообразен: ворон – всеяден. Примечательно, что питаясь животной пищей, ворон редко охотится и убивает сам. В этом отношении ворон выступает как санитарная птица. 

После вылета молодые птицы еще долго держатся вместе со старыми и оставляют взрослых лишь поздней осенью. У молодых оперение матово-черное без металлического отлива. У взрослых окраска чёрная, с синеватым или зеленоватым отливом; на голове, шее и крыльях фиолетовый или пурпуровый, а на нижней стороне тела – синеватый металлический отлив.

После вылета молодые птицы еще долго держатся вместе со старыми и оставляют взрослых лишь поздней осенью

Иногда в гнездовом районе рядом с вороном гнездятся черный коршун и канюк; наблюдался обмен гнездами между этими хищными птицами и вороном. Если ворона не беспокоить, то он гнездится и очень близко от человека (гнездо на дубе в 20 шагах от веранды дома) на протяжении многих лет. Гнездовые постройки ворона находили также на башнях, на колокольнях церквей, на высоких зданиях. Встретить ворона можно круглый год, зимой чаще всего вблизи жилья человека. Ворон – птица локальная, региональная.

Первые месяцы своей жизни птицы – мягкие и послушные, приручить их нетрудно. Повзрослев, птицы не признают никого, кроме хозяина, который растил их с птенцового возраста. После года-двух птицы взрослеют и пытаются улететь от родителя, в данном случае человека. Взрослые птицы практически не поддаются приручению.

Из-за своей элегантности, сообразительности и способности к подражанию, в том числе и голосу человека, нередко содержатся в домашних условиях в качестве домашнего любимца. В столице Великобритании в Тауэре традиционно живут приручённые вороны (см. Бран Благословенный).

Из-за словарной схожести русских слов «ворон» и «ворона» в массовом сознании распространено ошибочное мнение, что это разнополые представители одного и того же биологического вида. Однако это не так, и следует помнить что ворон — вовсе не «муж вороны», а самостоятельный вид, заключающий в себе мужские и женские особи.

Несколько видов ворона и вороны обладают весьма высоким, сравнимым с высшими приматами, интеллектом, Они способны не только к использованию, но и к изготовлению орудий труда. Также это единственный, кроме человека и шимпанзе, биологический вид, способный самостоятельно изготавливать орудия труда из материалов, недоступных в привычной среде обитания!!!

До последнего времени было неизвестно, передаются ли эти навыки на генетическом или культурном уровне. Однако, вслед за исследованиями дельфинов афалин, показавших наличие у тех культурно обусловленной передачи навыков в создании орудий труда, в октябре 2006 года оксфордские учёные доказали, что причина такого поведения кроется именно в наличии культуры изготовления приспособлений.

Новокаледонская ворона питается насекомыми (которых зачастую ловит в полёте) и другими беспозвоночными (например, улитками, которых птица предварительно сбрасывает с большой высоты на камни, тем самым разбивая твёрдый панцирь), а также яйцами и новорожденными птенцами, семенами и орехами. Эта ворона известна чрезвычайной изобретательностью при добывании пищи – из растительных материалов она делает крюкообразные или штыкообразные приспособления, с помощью которых достаёт из-под коры личинок. Изготовленные орудия ворона может забирать с собой, пользуясь ими в дальнейшем!!!

Одна хитрая воронежская ворона зачем-то ходит по ночам к банкомату
Одна хитрая воронежская ворона зачем-то ходит по ночам к банкомату, который расположен на Комиссаржевской, 13:
Одна хитрая воронежская ворона зачем-то ходит по ночам к банкомату 1Одна хитрая воронежская ворона зачем-то ходит по ночам к банкомату 2Одна хитрая воронежская ворона зачем-то ходит по ночам к банкомату 3

В большинстве языков название ворона имеет ономатопоическое происхождение, т.е. возникло на основе фонетического звукоподражания:

«Воронъ, ворона часто обозначаются через удвоенное ka или не менее выразительное kr, kar: скр. kaka, прованс. caucala, малайск. kagak, микмитск. kakakoe, чипевайск. kakakgu, шонийск. kakaki, анамск. quaqua, танегуанск. kokoni, сингихо. kokha (кореанск. kakkkak  карканье), нордск. кraka, цыганск. kakarabi, korakko, персидск. keregheh, турец. karga, тарагумарск. korkoqui, мрловск. krjans, японск. karas, аравакск. karara» (В.И. Шерцль); «укр.,  польск. крук; белор. крумкач, груган, чеш. krkavec» (П.Я. Черных).

Любопытно, что в некоторых финно-угорских [напр. в лексике исчезнувшего наречия Водлозерской чуди, особого диалекта (или даже языка), отличного от всех видов существующих ныне прибалтийско-финских наречий, (varis- (вариш-)  – «ворона»)] и в индоевропейских наречиях: [болг. врана – «ворона» («ворон» – гарван); чеш. vrana – «ворона», «ворон» – havran; польск. wrona – «ворона», белор. варона), в ц.-сл. – вранъ, в др.-русс. (с XI в.) – воронъ] название птицы «ворон» не связано с ономатопоей.

Почему так сложилось и откуда же тогда в них могло взяться это название – ворон? С неба свалиться?

Место ворона в мифологии позволяет предполагать происхождение и связь названия «ворон» с названием неба «оуранос»: «По небу и дано правильно имя Урану. А имя Уран <Урания> прекрасно выражает «взгляд вверх, который, Гермоген, по словам людей, изучающих небесные явления, сохраняет в чистоте человеческий ум».

Место ворона в мифологии позволяет предполагать происхождение и связь названия ворон с названием неба оуранос

В. И. Шерцль в своем фундаментальном хромономиналистическом труде «О названиях цветов», говоря о черном цвете... утверждает, что «вороной, чешск. vrany, образован от названия ворона». И это мнение было принято российским филологическим обществом в XIX веке как очевидное.

На наш взгляд и ворон, и частично черная ворона связаны своими названиями с Ураном, нам более уместным представляется производить этимологическое значение и слова «ворон», и чёрного цвета от названия ночного неба.

Конечно, теперь, не имея однозначного ответа на вопрос о происхождении названия птиц семейства врановых (отряда воробьинообразных), мы можем высказывать только предположения, догадки, гипотезы.

Некоторые современные филологи (напр. А.В. Дыбо) предполагают заимствование из древнеиранского va:rэngan «название птицы»; в современных иранских языках – то сокол, то ворон.

И.М. Стеблин-Каменский также считает, что

«Наиболее убедитель­ным (в том числе и по этимологическим соображениям) кажется отождествление птицы Варагн [Варэнган-] с вороном. Не исключено, что русское слово «во­рон» и другие близкие по звучанию обозначения этой птицы в балтийских и ураль­ских языках заимствования из древнеиранского».

Происхождение названия «ворон» вызывает особенный интерес в связи с совпадением греческих обозначений птицы и неба – орнис и оуранос.

роисхождение названия «ворон» вызывает особенный интерес в связи с совпадением греческих обозначений птицы и неба – орнис и оуранос

У нас, практически, нет сомнений в родственной этимологической связи индоевропейских слов вранъ, Уран, орнис, Оуранос. Ассоциативный и сравнительный анализ добавляет к ним и ведического Варуну.

Труды по мифологии индоевропейских народов могут послужить образцом для обработки других мифологий, а самые воззрения индоевропейцев путеводною нитью для изследования мифических верований других народов. Так, Ирокезы молились небу (garonhia от gar – быть наверху), а ацтекам известны названия «господин неба, сердце неба, князь небесной лазури, тот, кто превыше всех» (Zeitschr. f. Voelкеrpsych).  Для Конфуция небо есть синоним божества (Bunsen, Dieu dans l’histore). Потт замечает, что понятие бог и небо часто совпадают словесно: у Якутов Tangara значит и бог, и небо; те же значения имеет и самоедское Nom и т.д. (Н.К.)

Для человека, обращающегося за поиском премудрости к небесам, ищущего "след неба в языке", в человеческой речи, слово русского индоевропейского наречия "ворон" своим происхождением связано с понятием безкрайнего, высокого звёздного ночного неба.

слово русского индоевропейского наречия ворон своим происхождением связано с понятием безкрайнего, высокого звёздного ночного неба
Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница