Вурунсему

Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница
Лазарев Андрей Иванович
16 августа 2013 года
за публикацию Тайна имени "ВОРОНЕЖЪ" Лазареву Андрею Ивановичу присвоена Интернет-награда "Просветитель России"

Вурунсему

Нет ни одной религиозной формы, которая не стремилась бы приблизиться к архетипу, т.о. избавившись от исторических наносов и слоев.
М. Элиаде

Исследование имен богов должно было рано или поздно привести мысль к матриархально-древнейшему женскому божеству:

«Каждая богиня стремится стать Великой Богиней, взяв на себя все атрибуты и функции, принадлежавшие архетипической Великой Богине» (Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения).

Древнейшие индоевропейцы – хетты (хатти) – поклонялись впечатляющему пантеону «Тысяча богов земли хатти», с богом грозы Тару и его  супругой, богиней солнца – Вурунсему во главе.

Вурунсему (Wuru(n)semu, Waruzimu) – хтоническое божество, супруга бога грозы, верховная богиня хаттов

В хеттской мифологии Вурунсему (Wuru(n)semu, Waruzimu) – хтоническое божество, супруга бога грозы, верховная богиня хаттов; в мифологии хатти (протохеттов, см. Хеттская мифология) одно из главных божеств, супруга бога грозы Тару, мать богини Мецуллы и бога грозы, бабушка богини Цинтухи (букв. «внучка»).

Согласно хеттскому ритуалу, излагающему содержание мифа о гневе бога грозы (призывающего мать в союзники), страны Хатти являются её собственностью; поэтому можно предположить, что имя Вурунсему имело значение «повелительница стран» или близкое этому.

имя Вурунсему имело значение «повелительница стран» или близкое этому 1имя Вурунсему имело значение «повелительница стран» или близкое этому 2имя Вурунсему имело значение «повелительница стран» или близкое этому 3имя Вурунсему имело значение «повелительница стран» или близкое этому 4имя Вурунсему имело значение «повелительница стран» или близкое этому 5

Вурунсему пришла к хеттам из хаттской мифологии, её имя мы знаем из хаттско-хеттских билингв. Поскольку Вурунсему – солярная богиня города Аринна, то пишется:  dUTUURUpu2-na (Arinna), где d и uru детерминативы, соответственно, бога и города, utu – солнце, а название города – pu2-na.

Вурунсему вошла в пантеон хеттов в период Древнего царства как «богиня солнца города Аринны» (Аринна или Аварна, букв. «источник» – священный город хеттов [ср. хетт. Aruna «море», «океан»]. Название города Arinna обычно трактуется как лувийское, со значением «источник». Слово считается индоевропейским по происхождению и сравнивается с др.-инд. ri?ati, готск. rinno «поток», рус. ринуться. Таким образом, оно относится к корню *Arn и входит в ареал «древнеевропейской» гидронимии [Гиндин Л.А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова]). Вурунсему – также действующее лицо мифа о яблоне, росшей над источником.

Вурунсему – также действующее лицо мифа о яблоне, росшей над источником.jpg

Вурунсему была связана с ритуалами и праздниками, посвященными царице и царевичу. Упоминается в ритуале грозы и в летописи царя Хаттусилиса I (XVII век до н. э.). Там она названа «госпожой» царя, которая нянчит его, как дитя, кладя себе на колени; держит его за руку и устремляется в битву, помогая царю в сражении. Свои подвиги и боевые трофеи царь посвящает богине.

Богиня солнца города Аринны – Вурунсему, вошедшая в хеттский пантеон в период Древнего царства, отождествлялась с хурритской госпожой небес Хебат и владычицей подземного мира Эрешкигаль

Богиня солнца города Аринны – Вурунсему, вошедшая в хеттский пантеон в период Древнего царства, отождествлялась с хурритской "госпожой небес" Хебат и владычицей подземного мира Эрешкигаль. Эпитет Вурунсему "Матерь" переносится на Кубабу и во фригийских надписях неизменно сопровождает имя Кибелы, ставшей главной богиней фригийцев (см. Богатова О.В. Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности).